В отрасли деловой авиации распространено мнение, что количество сделок имеет тенденцию снижаться в годы президентских выборов в США. Некоторые брокеры полагают, что потенциальные покупатели склонны занимать выжидательную позицию в течение нескольких месяцев, предшествующих выборам, прежде чем принимать какие-либо инвестиционные решения.
Эксперты Corporate Jet Investor, провели анализ и не нашли достаточных доказательств это утверждения.
За последние восемь президентских выборов в США общее количество сделок (как на вторичном рынке, так и с новыми самолетами) сократилось лишь дважды. Один раз в 2008 году – что было в основном связано с мировым финансовым кризисом – и в 2016 году. Если не считать этих двух случаев, общее количество сделок с бизнес-джетами в года оставшихся шести выборов в США выросло в среднем на 5% в годовом исчислении.
Некоторые брокеры даже считают, что выборы в США на самом деле дали толчок их бизнесу. Когда Брайана Проктора, генерального директора Mente Group, спросили о его прогнозах на 2024 год во время дискуссии на конференции Corporate Jet Investor в Майами в 2023 году, он сказал, что с нетерпением ждет 2024 года, особенно потому, что это год выборов. «Нашими лучшими годами были годы выборов в США, и это какое-то безумие. Но из-за избирательного цикла иногда это создает некоторую двусмысленность, и цены имеют тенденцию меняться. И… всякий раз, когда возникает подобная ситуация, появляется потенциальная возможность купить недооцененный актив», - сказал Проктор. «Годы выборов, как правило, являются нашими лучшими годами».
Другие брокеры, участвовавшие в панели на CJI Майами, заявили, что растущие расходы, высокие процентные ставки и геополитическая напряженность могут снизить спрос в долгосрочной перспективе, но это не окажет реального влияния на поток транзакций в 2024 году.
«В мире происходят какие-то безумные вещи, связанные с геополитикой. Масштабные [повышения] процентных ставок, как вы знаете, увеличиваются за короткий период времени, что влияет на некоторые предприятия. Но я думаю, что в целом наши владельцы имеют глубокие карманы и меньше страдают от этого. Частные полеты — их приоритет, и они не собираются так легко сдаваться», - сказал Крис Эллис, соучредитель Avpro. «Но я думаю, что с [2024] годом выборов и некоторыми геополитическими событиями есть причины быть осторожными, но знаете, когда вы находитесь на местах каждый день, каждую неделю и каждый месяц, вы чувствуете спрос. Это дает некоторое воодушевление».
В условиях продолжающейся войны на Украине и израильско-палестинского конфликта на Ближнем Востоке некоторые брокеры бизнес-авиации утверждают, что геополитическая напряженность может вызвать замедление спроса. Но также считается, что наращивание импульса спроса после Covid-19 все еще продолжается полным ходом, и геополитическая напряженность может подстегнуть его еще больше.
«У нас был спрос, возникший в результате пандемии, который создал самый большой сегмент покупателей-новичков, который когда-либо был. Но есть одна из вещей, когда мы смотрим на геополитику, — это борьба в нашем мире, которая никогда не была такой», - сказал Джей Месингер, основатель MesingerJetSales. «Я думаю, что мы увидим рост спроса в результате этого и страха оказаться в авиакомпаниях, но не из-за заражения COVID, а из-за нежелания подвергать себя опасностям, которых, честно говоря, мы не видели уже долгое время в нашем мире. Поэтому я думаю, что спрос сохранится».
Хотя есть причины для беспокойства, особенно в связи с высокими процентными ставками, которые могут привести к тому, что инвесторы на время отложат свои новые покупки, все признаки указывают на высокий спрос в 2024 году.