Зачастую, специалист, работающий в гражданской авиации, не подходит для работы в бизнес-авиации.

Генеральный директор компании «Главный капитал» Мария Рябова: специальное интервью BizavNews.

Генеральный директор компании «Главный капитал» Мария Рябова ответила на вопросы специального интервью BizavNews.

BizavNews: Проблема, по сути, отсутствия молодых кадров в авиации сейчас очень актуальна. Она была предана огласке не только многими СМИ, но и активно обсуждается на площадках ряда конгрессных мероприятий, например, 25 июня состоится очередная конференция «Авиационный персонал России - 2008». Как, по Вашему мнению, «накал страстей» по данному вопросу достиг своей высшей точки?

Мария Рябова: В России проблема авиационного персонала стоит особенно остро – дефицит молодых специалистов, первоначальной подготовки которых недостаточно для успешной работы. Неподдельный интерес СМИ, авиакомпаний и частных владельцев к данной тематике обусловлен действительной нехваткой профессионалов как в гражданской авиации в целом, так и в бизнес-авиации в частности.

Проведение мероприятий, посвященных авиационному персоналу, как никогда актуально и означает переход рынка на качественно новую ступень. На семинаре «Как купить самолет бизнес-класса» компания «Главный капитал» выступала с докладом о подборе персонала для бизнес-авиации. В ходе дискуссии было выявлено беспокойство к данной тематике у потенциальных владельцев воздушных судов. Уже на этапе принятия решения о покупке воздушного судна вопрос о формировании экипажа является одним из самых важных наряду с выбором оператора и страны регистрации.    

BizavNews: Охарактеризуйте динамику развития рынка вакансий в деловой авиации?

Мария Рябова: Динамично развивающийся сегмент влечет за собой и динамику развития вакансий. Актуальными как всегда являются позиции летного и инженерно-технического состава. Также наблюдается тенденция активного подбора административного персонала, при этом большая нехватка ощущается именно в управленческих кадрах. Зная в какой период и какими судами пополнится парк деловой авиации, мы заблаговременно готовимся к спросу высококвалифицированных специалистов для работы на определенном типе воздушного судна с конкретным владельцем. Зачастую работаем не по факту необходимости, а на перспективу этой необходимости, когда Клиент только на стадии выбора воздушного судна.

BizavNews: Как Вы считаете, Мария, оправдано ли деление авиационных кадров по сегментам или проблема нехватки авиационного персонала актуальна в целом?

Мария Рябова: Конечно, нехватка авиационного персонала ощущается в целом. Общий кадровый кризис гражданской авиации сказывается и на бизнес-авиации. Слабая система первоначальной профессиональной подготовки авиационных специалистов на протяжении практически 20 лет дает нам печальную реальность сегодня.

Как и прежде, сейчас мы видим, что число желающих работать в бизнес-авиации не уменьшается. Прежде всего это обусловлено высоким уровнем заработной платы, которая на порядок выше, чем в гражданской авиации. Но зачастую складывается так, что специалист, работающий в гражданской авиации, не подходит для работы в бизнес-авиации.

BizavNews: Насколько подготовка специалистов деловой авиации отличается от, скажем, линейного персонала?

Мария Рябова: Изначальная подготовка экипажа едина. Пилоты и инженеры получают образование в учебных заведениях, получают допуски и разрешения для эксплуатации и технического обслуживания воздушного судна. Как правило, для работы в бизнес-авиации требуется дополнительное обучение. Например, пилоту при трудоустройстве необходимо получение пилотского свидетельства, которое соответствовало бы требованиям страны, под флагом которой летает самолет.

Желающим работать в бизнес-авиации следует учесть, что английский язык является одним из важнейших условий при приеме на работу

BizavNews: Считаете ли Вы возможным подбор персонала для авиационной сферы из «неавиационной среды»?

Мария Рябова: Это очень серьезный и важный вопрос. Ведь от того, кто будет обслуживать самолет зависит безопасность перелета, качество обслуживания и комфорт. Для экипажа, который пилотируют и технически обслуживают самолет, персонал из «неавиационной среды» категорически невозможен. Экипаж обязан иметь теоретическую, практическую и языковую подготовку. Для сегмента деловой авиации допустимы специалисты из «неавиационной сферы» такие как «менеджеры по продаже рейсов». Работодатель, в случае поиска таких специалистов, требует, как правило, свободное владение английским языком и хороший опыт продаж.

BizavNews: По каким критериям Вы отбираете того или иного специалиста на вакантную должность?

Мария Рябова: Критерии отбора зависят от вакансии. Обычно их задает работодатель, но бывает и так, что мы помогаем Клиенту в определении требований и психологических характеристик потенциального сотрудника. Для пилота основными критериями являются: образование, общий налет, налет на типе, допуски и свидетельства, валидация, медицинские заключения. Для инженера следующие критерии: образование, общий стаж работы, стаж работы на типе, необходимые курсы и тренинги, технический английский язык, допуски на выполнение технических работ. Для стюардессы основными критериями являются: образование, семейное положение (наличие/отсутствие детей), внешние данные, общий стаж работы, стаж работы в VIP авиации, наличие допуска на тип, владение английским языком, навыки обслуживания и опыт заказа питания. Для административного персонала требования разные, все зависит от функционала.

Общим  важным критерием любого работающего в бизнес-авиации сотрудника, я бы определила личные качества сотрудника: коммуникабельность, стрессоустойчивость, готовность к круглосуточной работе, самоорганизованность, умение действовать в нестандартных ситуациях, опыт работы с VIP клиентом

BizavNews: Охарактеризуйте ситуацию на рынке услуг по подготовке авиационного персонала?

Мария Рябова: К сожалению, на сегодняшний день фактически отсутствуют учебные центры по подготовке специалистов для деловой авиации. Летный и инженерно-технический персонал переобучают в основном за рубежом. Это длительный и дорогостоящий процесс. В случае, если самолет приобретается на вторичном рынке стоимость переобучения пилота на тип в Европе или США с учетом перелета, оплаты гостиницы, суточных и других дополнительных затрат составит в среднем 40-50 тысяч евро, при этом нельзя забывать, что длительность обучения составит около 2 месяцев. Такая же ситуация и с инженерами. В отношении административного персонала: существует несколько учебных центров в России по подготовке таких специалистов как представитель, супервайзер, флайт-менеджер, диспетчер ПДС, бортпроводник. Но в основном навыки приобретаются уже в процессе работы.

BizavNews: Какое будущее, по Вашему мнению, ожидает Ваш сегмент бизнеса? К каким возможным проблемам вы готовитесь, что позитивного ожидаете? Охарактеризуйте конкурентную среду.

Мария Рябова: Безусловно, бизнес-авиация развивается и будет развиваться, поэтому спрос на высококвалифицированные кадры будет всегда. Уже сейчас ежемесячно в московский аэроузел приходит 10-15 самолетов бизнес-авиации. Нельзя забывать и о регионах, которые не менее активно развивают это направление. Для обслуживания каждого самолета требуется как минимум 6-7 специалистов, в случае, если самолет используется исключительно владельцем.

Мы не готовимся к возможным проблемам, а уже сейчас стараемся предупредить их возможное появление и работаем на перспективу.

Консалтинговые компании и кадровые агентства, работающие в данном направлении готовы предлагать своим клиентам кадровые решения любой сложности, не только по подбору персонала, но и разработку систем мотивации и адаптации кадров.

Источник: BizavNews
 
При перепечатке и цитировании публикаций сайта ссылка на BizavNews.RU обязательна