Лидеры отрасли бизнес-авиации ожидают, что сохраняющийся постпандемийный рост останется и в 2024 году, хотя и с несколько более сдержанными темпами. Но все по-прежнему озабочены цепочкой поставок.
Эрик Хинсон, президент и генеральный директор Simcom Aviation Training из Орландо, а также покидающий пост председателя Ассоциации производителей авиации общего назначения, относится к числу тех, кто смотрит на будущее отрасли с осторожным оптимизмом. «Спрос на летное обучение для деловой авиации и АОН оставался высоким до 2023 года», - сказал Хинсон изданию AIN. «И хотя общий налет немного сократился, мы прогнозируем, что здоровый спрос на обучение сохранится и в 2024 году».
Хинсон отметил трудности, связанные с цепочкой поставок, но выразил надежду, что на горизонте может появиться улучшение. «Из-за продолжающихся ограничений в цепочке поставок наши партнеры-производители не смогли удовлетворить 100% текущего спроса на новые самолеты», - сказал он. «В какой-то момент, возможно в 2024 году, когда спрос начнет снижаться, сильные портфели заказов, вызванные проблемами в цепочке поставок, ограничат амплитуду следующего цикла. Это принесет пользу всем: производителям, поставщикам и провайдерам ТОиР, поскольку резкие изменения темпов производства, вверх или вниз, нагружают всю систему».
В то же время Хинсон заявил, что в 2024 году отрасль будет внимательно следить за «гонкой сертификаций в области передовой воздушной мобильности». Он отметил, что некоторые производители планируют провести первоначальную сертификацию в 2024 или 2025 году.
«Хотя этот график может оказаться оптимистичным, мы ожидаем значительного прогресса в следующем году», - сказал он. «И за одним-двумя исключениями разработчики этих воздушных судов планируют, по крайней мере на начальном этапе, использовать пилотов. Это приведет к новому значительному спросу на обучение пилотов. Я также верю, что FAA с новым администратором Уитакером будет двигаться в 2024 году по более позитивной траектории и будет в лучшем положении, чтобы обеспечить наши коллективные усилия по продвижению авиационной безопасности, технологий и инноваций».
Тем временем авиадилеры также наблюдают за динамикой цепочки поставок производителей, и все же ожидают дальнейшего выравнивания рынка в 2024 году.
«Моя точка зрения на прогноз не всегда надежна, но в целом я предвижу, что стабилизация продолжится в 2024 году», - сказал AIN Фил Уинтерс, председатель Международной ассоциации авиадилеров (IADA) и вице-президент по продажам самолетов и управлению чартерными перевозками Western Aircraft. «На мой взгляд самое интересное в 2024 году — это цепочка поставок относительно спроса производителей на этих поставщиков. Исторически сложилось так, что до наступления спада производители будут производить как можно больше самолетов, особенно производители, торгующиеся на Уолл-стрит, не так ли? 2024 год, безусловно, будет интересным во многих областях».
Что касается рынка в 2024 году, Уинтерс считает, что спрос и предложение на владение деловыми самолетами продолжат траекторию стабилизации, на которой они находились в 2023 году. «Реальный вопрос, который волнует аналитиков, будет касаться давления спроса и предложения на производителей и их поставщиков», - сказал он. «Смогут ли они удовлетворить требования друг друга в течение 2024 года? И сократит ли это соотношение заказов к поставкам у производителей? Вероятно, в какой-то степени это и произойдет. Поставщики будут становиться лучше, и по мере того, как они это будут делать, производители смогут немного сильнее настаивать на увеличении производства. Тогда сможет ли новый спрос на рынке самолетов поддерживать соотношение заказов к поставкам производителей на должном уровне? А под здоровым я предлагаю большее, чем один к одному. Или портфели сократятся и сократится время ожидания новых самолетов?»
Что касается будущего состояния авиационной отрасли, он отметил потенциальные опасности. «В списке всех переменных — инфляция, региональные конфликты и шумиха вокруг выборов в США», - сказал Уинтерс. «В 2024 году проблемы с процентными ставками будут существовать для некоторых заемщиков, особенно на рынках небольшого и среднего размера, поскольку ФРС пытается справиться с инфляцией. Международные горячие точки могут ослабить энтузиазм на некоторых региональных рынках. И в прошлом у нас были хорошие и плохие годы выборов в США. На самом деле это непредсказуемо, за исключением того, что, скорее всего, будет много негативного шума и много разногласий, которые могут замедлить рынок».
Исполнительный директор IADA Уэйн Старлинг подкрепил выводы Уинтерса последними данными IADA за 2023 год. Отметив, что на долю членов IADA приходится 50% всех сделок с бывшими в употреблении самолетами в мире, Старлинг сказал: «Одна вещь, которую мы отслеживаем каждый месяц, — это количество транзакций, при которых цена уменьшается и/или сделка срывается. Это дает нам мгновенную картину любых происходящих колебаний. В прошлом квартале обе категории показали небольшое снижение».
Это означает, что покупатели и продавцы сходятся в запросах и предложении цены, объяснил Старлинг. «Мы [ожидали] хорошего четвертого квартала. Цепочка поставок по-прежнему проблематична, поскольку некоторые транзакции приостановлены из-за нехватки запчастей и отсутствия мест для проверки перед покупкой. Это повлияет на первый квартал, поскольку мы увидим перенос сделок».
Что касается чартеров и управления, Райан Вагеспак, партнер частной инвестиционной компании Jetquity, предупредил о нескольких проблемах, но также указал на возможности, которые ждут нас в 2024 году. «Одной из проблем является поиск и удержание достаточного количества специалистов, как на уровне сотрудников, так и в условиях продолжающегося ухода нашего руководства на пенсию», - сказал Вагеспак. «В то же время я бы сказал, что у нас есть реальная возможность начать внедрять больше технологий и аналитики в наши продукты и улучшить то, что мы предлагаем нашим клиентам, в том, что касается прогнозирования цепочки поставок и оперативного управления их активами».
«Я думаю, что по большей части мы наблюдаем некоторую значительную привязанность потребителей, которые появились во время Covid. Я думаю, что это наша возможность по-настоящему изменить бизнес-авиацию в ближайшие пять-десять лет».
Что касается экономического состояния авиации в 2024 году и представления о том, что после постпандемийного бума ситуация замедляется? «С макроэкономической точки зрения, я думаю, что мы будем в сильной позиции, если сможем поддерживать этот уровень обслуживания», - сказал Вагеспак. «Я действительно беспокоюсь. Мы видим снижение чартерной активности, но в целом летная активность достаточно стабилизировалась».
По словам Вагеспака, авиационная отрасль вступает в 2024 год с разумного экономического состояния. «В последнее время мы начали замечать некоторые трещины и некоторые проблемы, но я думаю, что в целом мы находимся в довольно здоровой ситуации», - сказал он. «Четвертый квартал 2023 года был хорошим. Первый квартал 2024 года уже складывается, и это хорошо. Нам просто нужно, чтобы эти самолеты летали, и чтобы наши специалисты оставались в штате».
Источник: AIN