Места достаточно

Японские и немецкие производители двухмоторных самолетов постепенно отвоевывают рыночную нишу у традиционных лидеров.
Посетители прошедшей в Женеве Европейской выставки бизнес-авиации (EBACE) стали свидетелями прихода на этот рынок новых игроков, которые сразу привлекли к себе внимание.

Среди производителей двухмоторных самолетов с креслами из бежевой кожи и позолоченными ремнями безопасности традиционно лидируют французская Dassault с ее рядом моделей Falcon, американская Gulfstream с самолетами серии G и канадская Bombardier с Learjet. В по­следние несколько лет бразильская Embraer стала завоевывать нишу на этом рынке с серией Phenom, а ряд менее крупных игроков представили суперлегкие самолеты.

На этой выставке всегда присут­ствуют производители самолетов класса премиум, ищущие выгодные заказы от клиентов из Дохи или русских бизнесменов, которым необходимо быстро добираться из Москвы во Владивосток. Самолет SPn, своеобразная летающая Porsche Cayenne, — высококлассная машина, способная совершать посадку на дерне или гравии

До недавних пор Германия и Япония, сильнейшие игроки мирового автомобильного рынка, в области самолетостроения практически ничем не выделялись. Но в этом году на EBACE произошли изменения. Германская компания Grob показала самолет SPn, своеобразную летающую Porsche Cayenne, — высококлассную машину, способную совершать посадку на дерне или гравии.

А на другой стороне выставочного зала швейцарские девушки в элегантных черных костюмах следили за порядком в очередях, выстроившихся к новому HondaJet, который скорее напоминает летательный аппарат из японских комиксов. Компании Honda пригодился опыт, накопленный за несколько десятилетий участия в автошоу. На огромных светодиодных дисплеях можно было увидеть машину в полете, а уменьшенная модель в центре экспозиции выполняла взлет, снижения и различные трюки в облаках искусственного дыма. Машина рассчитана на двух пилотов и пятерых пассажиров. Сомнений в том, что она была придумана и произведена в Японии, нет: все пассажирские сиденья оснащены входами для iPod, рядом кнопка, включающая мониторы, которые размещены над креслом. Пассажирам удобно сидеть ­- места достаточно. В туалете небольшое окошко — оно убережет от клаустрофобии, которую можно испытать в менее габаритных Citation и Learjet. «Самолет рассчитан на то, чтобы доставлять пассажиров из Нью-Йорка в Майами или из Лондона в Рим без посадок и как можно быстрее», — говорит генеральный директор Honda Aircraft Company Митимаса Фудзино.

Команда из Монреаля, окружившая соседний стенд Bombardier, практически не обращала внимания на новых участников выставки. Очевидно, канадцы пребывали в эйфории от рекордного заказа на $1,2 млрд от зальцбургской Vista Jet. Радости им прибавляло и ожидаемое появление на приеме вечером того же дня гонщика «Формулы-1» Льюиса Хэмилтона.

На стенде Grob возбуждение было не столь сильным, хотя SPn, самолет, который скоро должен пройти сертификацию, также вызвал интерес посетителей: это единственная модель в своем сегменте, созданная целиком из композитных материалов. Неужели эра, когда французы, американцы и канадцы владели рынком бизнес-авиации, подходит к концу? Похоже на то. В Honda Aircraft Company, которая уже получила более 100 заказов, считают, что это только начало.
Источник:Ведомости Пятница