На бреющем: почему падает спрос на перелеты бизнес-джетами

Трафик бизнес-авиации в 2023 году сократился на треть по сравнению с предыдущим годом, в европейском рейтинге WingX за два года Россия опустилась с 6-го на 13-е место. На рынке возросли цены, снизилось предложение, состоятельные пассажиры пересаживаются на регулярные рейсы, чтобы сэкономить. При этом операторы отмечают, что клиенты деловой авиации помолодели, для полетов открылись новые направления, а у тех, кто продолжает летать в европейские страны на бизнес-джетах, набрала популярность услуга «иностранец на борту», позволяющая россиянам обойти запреты и ограничения. Как меняется рынок путешествий на частных самолетах — в материале Forbes

В минувшем году трафик российской бизнес-авиации упал на 32% по сравнению с 2022-м и на 71% — по сравнению с 2021-м, по данным WingX. По числу перелетов частных самолетов в европейском рейтинге Россия переместилась на 13-е место, уступив Нидерландам, Бельгии и даже Португалии. В том же рейтинге в 2021 году наша деловая авиация занимала 6-е место, тогда было зафиксировано 31 619 вылетов в год.

Иностранец напрокат

Спрос на путешествия частными самолетами значительно снизился, но число операторов сократилось гораздо сильнее, поэтому доля рынка тех, кто остался, увеличилась, рассказал Forbes Николай Якубенко, основатель и генеральный директор «СкайЭктив». Раньше деловая авиация в России использовала чартерные борта нескольких сотен компаний, в основном иностранных, сейчас — не больше 20-25, говорят авиаэксперты.

Доступных бизнес-джетов в 2023 году у операторов прибавилось, но в некоторых классах их все равно не хватает, и одна из причин — сложности с ремонтом и логистикой запчастей, уточняет Якубенко. «В прошлом году уже не было такого ажиотажного спроса и дефицита самолетов, как 2022-м», — добавляет он.

Клиентов у бизнес-авиации тоже стало заметно меньше: кто-то уехал из страны, негативно на спросе сказываются усложнившиеся маршруты и возросшие цены. Например, рейсы в Европу подорожали в два-три раза: состоятельным пассажирам приходится добираться в европейские города через Стамбул, Ереван или Дубай (иногда — через Баку или Уральск). Там путешественникам придется пересесть в бизнес-класс регулярного рейса или на другой джет.

Чтобы россиянин мог зафрахтовать бизнес-джет в Европу за рубежом и это не вызывало вопросов, главным пассажиром на рейсе, как правило, оформляется человек с иностранным паспортом. В 2023 году стала популярной услуга «иностранец на борту», рассказывает директор по развитию бизнеса JETVIP Максим Манаенков. Для клиентов, которые летят, например, из Стамбула в Милан, авиаброкеры нанимают человека с иностранным гражданством, его заявляют как главного пассажира, и борт без проблем добирается до пункта назначения, объясняет эксперт. Часто такие услуги, по его словам, оказывают бортпроводники, это для них сейчас существенная подработка — за рейс можно дополнительно получить €2500-3000.

«Несмотря на все сложности, россияне продолжают летать в Европу: у нас очень много богатых людей, причем их фамилии мало кому известны», — замечает Манаенков. Клиенты деловой авиации — это обычно мужчины 35-50 лет, владельцы крупного бизнеса, изредка — топ-менеджеры компаний. У них есть недвижимость за рубежом, заказывают бизнес-джеты они от одного до пяти раз в месяц и в основном используют их для деловых перелетов внутри России или по Европе.

В последнее время пассажиры деловой авиации помолодели, появились 22-25-летние заказчики, которые могут себе позволить потратить 10 млн рублей на перелет из Москвы в Дубай — причем это не дети богатых родителей, а модные блогеры, IT-предприниматели, основатели фешен-брендов, отмечают эксперты.

В Багдад вместо Вильнюса

На новогодние каникулы 2024 года трафик по России был на 20% больше чем в 2023-м, клиенты чаще летали в Сочи, у многих там появилась недвижимость, поясняет директор по продажам Leading Charter Technologies София Турышева. В течение 2023 года, по ее словам, деловых перелетов внутри страны тоже было больше — руководители компаний активнее посещали свои предприятия или их филиалы на Урале, в Сибири, Мурманской области.

«Еще недавно мы выполняли 60% рейсов за границу и 40% по России, сейчас все наоборот, — отмечает коммерческий директор «Вельталь-авиа» Денис Меньших. — Из новых направлений в 2023 году у нас появились Ирак и Оман, туда бизнесмены летали в деловые поездки». Два года назад у клиентов «Вельталь-авиа» самыми востребованными были рейсы на бизнес-джетах в Латвию, Литву, Италию и Черногорию.

Зимой среди отпускных направлений в топ вошла Азия, прежде всего Таиланд, рассказывает Турышева. По ее словам, раньше в Шанхай и Гонконг ездили только по работе, а теперь еще и на отдых. «Каждый третий наш клиент попал в санкционный список ЕС, США или других стран, они ищут альтернативные места для отпуска», — поясняет она. Растет спрос на перелеты в Узбекистан, в частности, в Самарканд, Казахстан и Азербайджан — и по делам, и на отдых.

Шумный Дубай многим надоел, и на новогодние праздники некоторые клиенты улетали на тихие пляжи в Бахрейн, Оман и Кувейт, большим спросом пользуется Латинская Америка, отмечает Турышева. Сен-Барт, Сен-Мартен, Карибы — раньше это были курорты для миллиардеров уровня Романа Абрамовича, теперь туда поехали состоятельные клиенты совсем не из списка Forbes, говорит она. 

Пассажиры бизнес-авиации все так же активно фрахтуют самолеты на крупные события — Питерский экономический форум или «Формулу-1» в Монако, отмечает Манаенков. По его словам, стали чаще летать в Сочи круглый год — поиграть в казино, покататься на горных лыжах.

Маршрутка до Женевы

Для деловой авиации довольно удачным был 2021 год, число заказчиков тогда выросло на 23%, вспоминает авиаэксперт и основатель портала BizavNews Дмитрий Петроченко. Из-за ковидных ограничений появились новые клиенты, авиакомпании и брокеры надеялись на дальнейший рост рынка. Однако когда возобновились регулярные перелеты, произошел естественный отток новых клиентов, для российских путешественников усложнились маршруты, полеты подорожали из-за санкций и ограничений. Даже постоянные клиенты операторов стали пересаживаться в премиальные классы обычных рейсов, чтобы сэкономить.

Цена перелета на бизнес-джете из Москвы в Ниццу, для примера, выросла почти в три раза. Раньше этот маршрут был прямым и мог обойтись в €45 000-55 000 в одну сторону на самолете Legacy 600. Сейчас приходится лететь с пересадкой, цена только до Стамбула — €75 000-85 000, оттуда — еще €35 000-40 000 до Ниццы (всего придется заплатить €110 0000-125 000), по данным брокера JETVIP.

В 2022 году возрос спрос на джет-шеринг — перелеты, на которых пассажиры вместо всего самолета выкупают отдельные места в нем. Только за неделю с 21 по 28 сентября кресла в 14-местных бортах продавались за 40 минут, вспоминает София Турышева. Тогда компания ежедневно отправляла по три-четыре рейса в Дубай.

Сейчас шеринг не так востребован, на него приходится 5-7% всех перелетов бизнес-авиации, говорит авиаэксперт Дмитрий Петроченко. Хорошо, если продается один из десяти выставленных на продажу рейсов, уверяет Манаенков. По его словам, шеринг чаще всего организуют, когда в расписании авиакомпании образовывается так называемый Empty Leg — пустой перелет до следующих пассажиров, и поскольку он жестко ограничен датой, собрать людей на такой рейс непросто.

Директор по маркетингу маркетплейса GetJet Ольга Ракул рассказала, что спрос на услугу все же есть: каждый месяц компания собирает четыре рейса по программе джет-шеринга и перевозит от 32 до 40 человек. Среди популярных направлений — Мальдивы, Дубай, Ницца, города Италии. Если лететь на джете до Стамбула, а оттуда в Женеву или Шамберли, цена со стыковкой в одну сторону — 1,4 млн рублей. «Одна из причин, по которой клиенты выбирают шеринг, это нетворкинг и бизнес-знакомства на борту, ведь сейчас время великих и нестандартных коллабораций», — уверяет Ракул.

Себестоимость летного времени на бизнес-джетах выросла на 30-40% из-за дорогих запчастей и логистики — возить их приходится через третьи страны, объясняет Меньших. «На нашем типе самолета, шестиместном Hawker летный час обходится около 500 000 рублей, если клиент летит туда-обратно, — объясняет он. — А если в одну сторону, ему все равно придется оплатить пустой рейс обратно».

Поскольку летное время на южных направлениях увеличилось, вырос и ценник. Например, перелет в Стамбул в одну сторону обойдется в 10 млн рублей, ведь экипажу придется пилотировать самолет с возвращением в Россию в общей сложности 10 часов. Если это деловая поездка и заказчик летит на один-два дня, борт ждет его в аэропорту, цена «ночевки» — 400 000 рублей, за это клиент платит отдельно, как и за питание и обслуживание в терминале частной авиации, объясняет Меньших.

Одна из главных проблем деловой авиации — рост стоимости перевозки, замечает Петроченко. «И если на безальтернативных направлениях спрос в 2024 году, скорее всего, будет выше среднего, то там, где есть регулярные рейсы с премиальными классами, отток пассажиров будет продолжаться, — полагает он. — Однако по прогнозам аналитиков, в этом году в целом мы должны получить прибавку в трафике на 10-12%».

Елена Горелова

Источник: Forbes