Новый пакет санкций, утвержденный Европейским союзом 24 июня, был впервые специально нацелен на российскую деловую авиацию, однако отрасль, похоже, уже адаптировалась к изменившимся с 2022 года условиям работы.
Новые ограничения запрещают посадку и пролет над территорией ЕС для нерегулярных чартерных рейсов, заказанных российскими компаниями или физическими лицами. Однако это, вероятно, окажет незначительное влияние, уверены участники российского рынка.
«Как правило, у таких путешественников есть паспорта других стран. Или можно брать с собой пассажира с иным гражданством [фрахтовать судно], в его интересах», — сказал вице-президент по международному туризму Ассоциации туроператоров России Артур Мурадян каналу RTVI.
Отечественный агрегатор деловой авиации Najet выпустил предупреждение для своих клиентов о том, что российские граждане не могут летать в ЕС на бизнес-джетах, если у них нет второго гражданства. По данным сервиса, открытыми для бизнес-чартеров с россиянами остаются Азербайджан, Алжир, Армения, Афганистан, Бахрейн, Белоруссия, Венесуэла, Египет, Израиль, Индия, Ирак, Иран, Казахстан, Катар, Киргизия, Китай, Куба, Лаос, Мальдивы, Монголия, ОАЭ, Оман, Сейшельские Острова, Сербия, Таджикистан, Таиланд, Тунис, Туркмения, Турция, Узбекистан, Шри-Ланка, Эфиопия.
«Далее из этих стран вы можете продолжить полет в любые другие страны, в том числе страны Европы», — объяснили в Najet.
Маршрутная сеть отечественной деловой авиации значительно изменилась с 2022 года, когда западные страны закрыли свое воздушное пространство для российских авиакомпаний.
«Львиная доля полетов деловой авиации теперь приходится на внутренний рынок. За границу летают в дружественные страны, в основном это Китай, Турция, ОАЭ и Узбекистан», — пояснил ATO.ru Дмитрий Петроченко, глава специализированного СМИ по деловой авиации России BizavNews.
Ограничения подняли цены на деловые чартеры в зарубежных направлениях, но спрос все еще существует. «Зарабатывать брокеры стали больше», — добавил он.
До 2022 года российский парк деловой авиации оценивался примерно в 400 самолетов, большинство из которых базировались в Европе под иностранной юрисдикцией. Закрытое воздушное пространство и персональные санкции против российских олигархов изменили и это.
По словам Петроченко, российские владельцы либо перевели свои борта под российскую юрисдикцию, либо продали их. Согласно последним доступным данным Росавиации, по состоянию на октябрь 2023 года в коммерческом реестре страны было более 100 деловых самолетов — от турбовинтовых King Air 350 до VIP-модификаций узкофюзеляжных самолетов Airbus и Boeing.
Однако новые бизнес-джеты продолжают поступать в страну, несмотря на санкции. Последнее пополнение — ACJ320neo прибыл в главный узел деловой авиации страны, московский аэропорт Внуково, 17 июня, сообщил телеграм-канал «Авиаторщина».
Этот самолет изначально эксплуатировался компанией Soren Aero из Сан-Марино и часто посещал российскую столицу с февраля 2021 года. С лета 2022 года самолет начал летать под азербайджанской регистрацией. Он прибыл в Маскат в Омане 4 июня, где сменил регистрацию на таджикскую. Оттуда он направился прямо в Москву уже с российскими бортовыми номерами, где присоединился к парку отечественной авиакомпании «Северо-Запад». Росавиация выдала сертификат летной годности для ACJ320neo перед его прибытием, 14 июня.
Компания «Северо-Запад» была создана в 2019 году и уже эксплуатирует 17 самолетов, включая корпоративный A321neo, Bombardier Global и Challenger, Gulfstream GV и GVI, различные самолеты Dassault Falcon и вертолеты AW139.
По сообщениям СМИ, как минимум два других местных оператора деловой авиации расширили свои парки с начала года. Avia Management Group (ранее известная как Dexter, а теперь работает под брендом Sanrêt) добавила Embraer Legacy 650 со вторичного рынка, а «Вельталь-авиа» приобрела один Embraer Legacy 650.
Российские операторы также начали развивать собственные возможности по техническому обслуживанию авиатехники, так как западные компании по ТОиР перестали работать с заказчиками из нашей страны.
Коммерческий директор «Вельталь-авиа» Денис Меньших в интервью изданию «Город 55» в ноябре 2023 года сообщил, что компания смогла восстановить поставки запасных частей, после того как предыдущие логистические цепочки были разрушены западными санкциями. Этот оператор деловой авиации в основном летает на самолетах Hawker по заказам крупных государственных корпораций из аэропорта Омска и имеет там ремонтную базу для этого типа самолетов.
Максим Пядушкин
Источник: ATO.ru