Бизнес-класс 20-х годов

На заре авиации приоритетным в создании новых самолетов был поиск наилучших летно-технических характеристик. О пассажирах же заботились не особо. За редким исключением…
На заре авиации приоритетным в создании новых самолетов был поиск наилучших летно-технических характеристик. О пассажирах же заботились не особо. За редким исключением… "Уволенный" бомбардировщик"

В годы Первой мировой войны и после нее французская фирма Lioré et Olivier создала ряд моделей бомбардировщиков, успешно соперничавших с изделиями фирмы Farman. По схеме они были похожи на "Фарманы" – многомоторные бипланы с двигателями на нижнем крыле. Поскольку в 1920-е годы многие авиалайнеры представляли собой модификации бомбардировщиков, то неудивительно, что компания Фердинанда Льере и Анри Оливье решила потягаться со своим конкурентом и в области гражданской авиации.

Авиалайнер LeO-21 создавался на базе ночного бомбардировщика LeO-20. Был лишь разработан новый, более широкий фюзеляж с корпусом прямоугольного сечения и металлическим каркасом. И по схеме и по компоновке самолет напоминал Farman F-60.

Это был двухмоторный биплан классической схемы, с поршневыми двигателями, установленными в гондолах на нижних крыльях. Впереди находилась небольшая пассажирская кабина на 6 человек, затем открытая пилотская кабина, а за ней – пассажирский салон еще на 12 мест. Каркас прямоугольных крыльев одинакового размера был деревянный, усиленный внутренними расчалками и покрытый полотном. Шасси – двухстоечное, по два колеса на каждой стойке, закрытых аэродинамическими обтекателями и с хвостовым костылем.

Нужно сказать, что конструкторы создали самолет с достаточно большой по тем временам вместимостью – 18 пассажиров. А вызвано это было тем, что он предназначался для самой загруженной линии Европы – из Парижа в Лондон. И стюард весь в белом… LeO-21 впервые поднялся в воздух в августе 1926 года.

А уже в 1927-м самолет начал эксплуатироваться в Air Union. Крупнейшая французская авиакомпания бросила вызов крупнейшей британской, которая использовала на линии Лондон – Париж примерно такой же по характеристикам лайнер Armstrong Whitworth Argosy. Вызов был даже в названии линии – Rayon D'Or (Золотой луч) против британского Silver Wing (Серебрянные крылья).

Французы превзошли авиакомпанию Imperial Airways не только по скорости – LeO-21 преодолевал маршрут за 2 часа 5 минут, но и по уровню комфорта, что в те времена было крайне редким явлением. Причем именно на этом был сделан упор.

И как следствие, в том же году появился еще более комфортабельный вариант самолета – LeO-212 с салоном-рестораном. Он вышел на линию 30 июня 1927года. Самолет имел номер F-AIFE и носил имя Capitaine Ferber – в честь одного из пионеров французской авиации. В салоне размещались три кабинета, в каждом – столик и четыре кресла. А пассажиров обслуживал стюард в белом фраке.

В 1928 году появилась новая версия – LeO-213, у которой в главном салоне было 12 мест, а передняя кабина предназначалась для почты и багажа. LeO-213 выпускались серийно – было построено 12 самолетов. В 1929 году первый экземпляр LeO-21 переделали под такой же стандарт и переименовали в LeO-211. В 1933году, после реорганизации гражданской авиации Франции, еще летавшие 11 самолетов попали в руки национальной авиакомпании Air France.

Однако деревянные самолеты к тому времени были уже изрядно изношены и их стали использовать в основном для перевозки грузов. Всего же за время службы в авиакомпаниях самолеты налетали 20 тысяч часов.

Наконец, в 1934 году оставшиеся лайнеры передали во французские ВВС, где они были переоборудованы в десантные самолеты на 20 солдат, а один экземпляр служил в испанских республиканских ВВС как бомбардировщик в начальный период гражданской войны. LeO-21 и его модификации проработали на авиалиниях относительно недолго.

Однако не стоит забывать, что в то время авиация переживала необычайный подъем, и практически каждый год в небо поднимались все новые самолеты, которые, безусловно, были лучше своих предшественников. И все же LeO-21 оставил свой след в истории авиации. Многие специалисты и по сей день считают его одним из самых комфортабельных авиалайнеров 1920-х годов.

Источник:Luxury.info