Новая горячая тема в авиации сосредоточена на концепции, которая сокращает количество пилотов в кабине самолетов транспортной категории (Part 25) и бизнес-джетов. Твердые убеждения по этому вопросу настраивают основных производителей самолетов против профсоюзов пилотов авиакомпаний, в то время как регулирующие органы начинают изучать осуществимость идеи с точки зрения как безопасности, так и эффективности.
С точки зрения производителей, Airbus и Dassault Aviation «прикладывают все силы», используя технологии для сокращения числа или полного удаления пилотов из кабины, в то время как Boeing, похоже, гораздо менее привержен этой идее. Следует отметить, что Dassault изучает возможности управления одним пилотом для Falcon 10X только в прямолинейных и горизонтальных крейсерских полетах. Кроме того, тысячи находящихся в эксплуатации легких самолетов Cessna, Embraer и Cirrus уже сертифицированы для управления одним пилотом.
Европейское агентство по авиационной безопасности (EASA) с энтузиазмом отнеслось к этой идее и может разрешить сокращенные экипажи на дальнемагистральных рейсах к 2027 году, а полеты с одним пилотом – после 2030 года. FAA до сих пор сохраняет нейтралитет по этому вопросу.
Профсоюзы пилотов всего мира объединили усилия для запуска кампании «Безопасность начинается с двух» (Safety Starts with 2), утверждая, что сокращение численности экипажа увеличит нагрузку на оставшегося пилота, «устранив критически важный уровень мониторинга, перекрестной проверки и избыточности операций, обеспечиваемых в кабине экипажа вторым пилотом». В совместном заявлении об операциях с одним пилотом группа профсоюзов пилотов заявила: «Это схема, которая представляет значительный риск для безопасности, ориентирована на прибыль».
Пилоты Delta Air Lines и United Airlines в своих последних контрактах четко дали понять, что в кабине экипажа во время коммерческих полетов будет находиться не менее двух пилотов. Обе группы пилотов представлены Ассоциацией пилотов воздушных линий (ALPA).
Согласно отчету EASA за 2023 год, были введены две новые концепции операций: расширение операций с минимальным экипажем (eMCO) и операции с одним пилотом (SiPO).
SiPO определяются как операции с одним пилотом на всех стадиях, в то время как для eMCO время полета увеличивается за счет отдыха в полете с минимальным летным экипажем. Последнее достигается путем разрешения операций с одним пилотом за штурвалом во время фазы крейсерского полета; оба пилота будут находиться в кабине во время взлета и посадки.
Соответственно, эквивалентный уровень безопасности во время этих операций – один пилот против двух – достигается за счет «помощи с земли, усовершенствованной конструкции кабины со средствами снижения рабочей нагрузки и обнаружения потери дееспособности пилота».
В своем отчете EASA определило несколько опасностей, основанных на текущих ролях пилотов: или пилот, управляющий (PF), или пилот, контролирующий (PM). Удаление одного пилота из кабины экипажа устраняет критически важную роль PM. Наличие одного пилота в кабине экипажа может привести к отсутствию управления ошибками (PM обнаруживает ошибку), ухудшению управления угрозами, отсутствию осведомленности о ситуации, усталости и скуке, самоуспокоенности, ухудшению принятия решений, проблемам управления рабочей нагрузкой и другим проблемам, таким как физиологические потребности (например, посещение туалета).
Перед назначением генеральным директором Airbus Commercial Aircraft в 2023 году, Кристиан Шерер рассказал Associated Press, что производитель уже разработал технологию, позволяющую летать полностью без пилотов. Он задался вопросом: «Когда мы сможем внедрить ее в больших коммерческих самолетах? Это вопрос, который мы обсуждаем с регулирующими органами и клиентами, но с точки зрения технологий мы не видим препятствий».
В начале 2022 года Airbus представил FedEx два новых грузовых самолета: A321F и A350F, каждый с сокращенным экипажем. Производитель предложил SiPO для A321F и eMCO для A350F. Первоначально A321F должен был эксплуатироваться с двумя пилотами и со временем перейти на одобрение SiPO – производитель назвал это «один пилот/второй пилот по желанию».
Airbus разрабатывает A350F, который должен поступить в эксплуатацию в 2026 году. Производитель пока не запустил в производство новую версию A321F. Согласно заявлению Airbus о разработке A321F, «существует много исследований, но не все они выходят в свет».
Сторонники этих идей считают, что операции с одним пилотом снизят расходы и уменьшат нехватку пилотов. Другие полагают, что это естественный прогресс технологий и развития самолетов — две вещи, которые упразднили должности штурмана и бортинженера.
Однако полет с одним пилотом будет трудно продать путешествующей публике. Исследовательский отчет, опубликованный Университетом Ковентри, показал, что только 12% респондентов были бы довольны полетом на самолете с одним пилотом. Опрос ALPA показал, что 80% респондентов отдают предпочтение двум пилотам, работающим вместе при управлении самолетом.
Потеря дееспособности пилота – обоснованная проблема для пассажиров. По данным ALPA, за последние шесть лет FAA сообщило о 39 случаях потери дееспособности пилота. Наиболее серьезные случаи потери дееспособности, приведшие к смерти пилота, связаны с сердечными приступами (сердечно-сосудистыми заболеваниями), в то время как наиболее распространенными являются желудочно-кишечные проблемы, такие как тяжелый гастроэнтерит, вызванный пищевым отравлением или аллергией.
Airbus и Dassault запретят пилотам с известными медицинскими проблемами оставаться за штурвалом в одиночестве. Однако гораздо сложнее защититься от плохого буррито или аллергии на арахис – и то, и другое может иметь деструктивные последствия.
Другие опасения включают пилотов-нарушителей или пилотов, решивших совершить самоубийство. Пилоты не застрахованы от проблем с психическим здоровьем. В 2015 году второй пилот на Airbus A320 компании Germanwings намеренно разбил свой самолет во Французских Альпах, в результате чего погибло 150 человек, после того как капитан вышел из кабины в туалет.
Профсоюзы пилотов рассматривают разработку концепций с одним пилотом как то, что приведет к нежелательным последствиям. Предположение о том, что одобрение регулирующих органов в Европе приведет к неизбежному одобрению FAA – eMCO проложит путь к SiPO, а первое внедрение этих концепций на грузовых самолетах облегчит введение сокращенного состава экипажа на пассажирских рейсах.
Если профсоюзы пилотов правы, и все эти карты начнут складываться, то может произойти внедрение управления самолетами транспортной категории одним пилотом. Это актуальная тема, и темпы этих разработок набирают скорость.
Стюарт «Кипп» Лау, AIN