Последний прогноз Honeywell Aerospace предусматривает поставку 8500 новых бизнес-джетов стоимостью $280 млрд в течение следующего десятилетия. Базирующийся в Аризоне производитель двигателей и авионики накануне выставки и конгресса деловой авиации NBAA в Лас-Вегасе опубликовал результаты своего 33-го ежегодного обзора Global Business Aviation Outlook.
Ожидается, что в период до 2032/2033 гг. количество поставок бизнес-джетов останется неизменным по сравнению с прошлогодним прогнозом и впервые с 2008 г. достигнет плато в 900 самолетов в год. Однако общая стоимость поставок немного выросла.
Чтобы подготовить 10-летний прогноз, Honeywell опросила 375 операторов (за исключением долевых), эксплуатирующих 1488 деловых самолетов по всему миру. В течение первой половины десятилетия планы закупок оставались на уровне прошлогоднего опроса, что указывает на то, что спрос на новые самолеты стабилизируется выше допандемийного уровня.
Согласно результатам исследования, в течение следующих пяти лет на долю крупногабаритных самолетов придется треть от общего объема поставок и две трети выручки.
«Отрасль деловой авиации находится в продолжительном периоде здорового роста, и мы не видим того, чтобы эта позитивная тенденция изменилась в ближайшее время», - сказал Хит Патрик, президент Honeywell Aerospace Technologies по вторичному рынку Америки. «Деловая авиация продолжает привлекать все больше пользователей, и в результате производители наращивают производство, чтобы идти в ногу с растущим спросом, и мы ожидаем, что эта тенденция сохранится в обозримом будущем».
Прогноз предполагает увеличение поставок в 2025 году на 12% по сравнению с ожидаемым в этом году общим объемом в 750 самолетов. «В период с 2020 по 2023 год мы испытывали некоторые трудности из-за ограничений в цепочке поставок», - добавил Кевин Шваб, системный инженер Honeywell и ведущий аналитик в исследовании этого года. «Мы видим некоторые улучшения в цепочке поставок, и это позволяет производителям увеличить темпы производства». В следующем году компания прогнозирует на 16% больше поставок бизнес-джетов, чем в доковидном 2019 году.
Что касается направлений поставок этих самолетов, то ожидается, что в течение следующих пяти лет две трети от общего объема придется на Северную Америку, 13% – на Европу, 10% – на Латинскую Америку, 7% – на Азиатско-Тихоокеанский регион и оставшиеся 3% – на Ближний Восток.
В ходе опроса операторам задавались вопросы об ожидаемой летной активности в 2025 году, и подавляющее большинство – 90% – указали, что по их мнению количество полетов будет таким же или больше по сравнению с текущим годом, что соответствует результатам прогноза прошлого года и свидетельствует о сохраняющемся оптимизме в постковидный период.
«Сокращение барьеров для доступа к деловой авиации в последние годы, обусловленное внедрением новых моделей совместного доступа, обеспечило постоянный поток новых клиентов, выбирающих альтернативные варианты деловой авиации для своих потребностей в путешествиях», говорится в отчете.
Компания Honeywell отметила рост летной активности в Латинской Америке, особенно в Бразилии, что, по мнению Шваба, связано с расширением планов закупок самолетов в этом регионе в краткосрочной перспективе.
В этом году Honeywell впервые предложила операторам ранжировать факторы, влияющие на покупку самолетов. «У нас было 37 различных индивидуальных факторов, влияющих на решения о покупке, и мы распределили их по шести различным категориям», - пояснил Шваб.
«Около 82% операторов заявили, что летно-технические характеристики входит в тройку их главных приоритетов при покупке нового самолета, а 60% заявили, что в тройку главных приоритетов входит также стоимость», - добавил Шваб. По мнению респондентов, дальность полета была общим индивидуальным фактором покупки, за которым следовали прямые эксплуатационные расходы, максимальная полезная нагрузка, эксплуатационные характеристики и скорость.
Хотя вторичный рынок несколько остыл после рекордно низких запасов в 2021 и 2022 годах, Honeywell отметила, что стоимость подержанных самолетов остается высокой по сравнению с предыдущим десятилетием. В отчете прогнозируется, что, хотя запасы должны продолжить медленный рост, цены будут оставаться стабильными. Операторы, принявшие участие в опросе, отметили, что они ожидают большей зависимости от рынка подержанных самолетов при расширении своих парков, чем в предыдущие годы.
Еще одной темой, затронутой в опросе этого года, стала экологичность: 85% респондентов указали, что считают приобретение новых, более экономичных самолетов является наиболее эффективным методом снижения воздействия на окружающую среду. Среди тех респондентов, которые указали, что они активно стремятся сократить свой углеродный след, 55% сообщили, что в их усилия входит использование экологически чистого авиационного топлива (SAF). Когда участников опроса спросили, что они считают главными препятствиями для принятия SAF в отрасли, чаще всего упоминалась стоимость, за которой следовала доступность.
Шваб сказал изданию AIN, что он удивлен тем, что операторы все еще называют препятствиями для использования SAF риски надежности самолетов, отсутствие воздействия на окружающую среду и недостаточную осведомленность. Хотя эти факторы не были в верхней части списка, он предположил, что все еще существует большая потребность в дальнейшем отраслевом образовании по использованию и преимуществам SAF.