Российская коммерческая авиация в 2024 году вдвое превысила прошлогодние показатели по авиапроисшествиям, а по погибшим в катастрофах — втрое, следует из статистики Росавиации, разосланной авиапредприятиям.
Как сообщает ТГ-канал Авиаторщина, по состоянию на 18 декабря с воздушными судами произошло 16 авиапроисшествий, в том числе 6 катастроф (все они пришлись на нерегулярные рейсы), в которых погибли 37 человек, тогда как в 2023 году было 8 авиапроисшествий, в том числе 5 катастроф с 12 погибшими.
В 2024 году коммерческая авиация превысила и средние пятилетние значения (за 2018-2022) по авиапроисшествиям (12) и катастрофам (5). Также Росавиация спрогнозировала увеличение по итогам текущего года относительных показателей (на 100 тыс. часов налета) по числу авиапроисшествий (0,56) и катастроф (0,21) в сравнении со средними пятилетними значениями за 2018-2022 годы (0,45 авиапроисшествий и 0,18 катастроф).
Кроме того, ухудшится и наиболее репрезентативный в мировой авиации показатель безопасности полетов — число авиапроисшествий на 1 млн регулярных вылетов с самолетами коммерческой авиации с максимальной взлетной массой более 5700 кг. Если в 2023 году он равнялся нулю, то по итогам этого Росавиация спрогнозировала его значение 1,27. При этом даже такой показатель не должен превысить уровень для государств-членов ИКАО, который по итогам 2023 года составлял 1,87.
Росавиация указала, что уровень безопасности полетов в 2024 году во многом определялся тяжестью последствий авиапроисшествий с вертолетами. Их количество выросло с пяти до восьми (на самолетах — с трех до восьми). При этом если в 2023 году при полетах на вертолетах погибло десять человек (на самолетах – 2), то в этом году – 32 человека (на самолетах – 4). Существенное влияние на показатели безопасности полетов коммерческой гражданской авиации оказывают проблемы эксплуатации Ми-8 и его модификаций, которые составляют основу парка вертолетов в РФ, подытожило агентство.
Особенностью этого года ведомство называло авиапроисшествия с вертолетами из-за отказа техники – три авиапроисшествия, тогда как в прошлом таковых не было. По предварительным результатам расследования, причинами двух аварий (3 сентября Ми-171А2 RA-22880 в Иркутской области и 22 октября «Ансат» RA-20101 в Нижегородской области) стал отказ трансмиссии, а катастрофа Ми-8МТВ-1 (RA-24537) в Пакистане 28 сентября произошла из-за отказа двигателя.
В самолетной категории наибольшее влияние на безопасность полетов также оказали отказы техники, приведшие к четырем авиапроисшествий, в том числе двум катастрофам. К этому числу Росавиация отнесла катастрофу Суперджета «Газпромавиа» после вылета с аэродрома Луховицы 12 июля, указав, что она произошла в результате сбоя в работе системы управления из-за неправильной установки двух датчиков угла атаки при выполнении техобслуживания.
С учетом результатов расследований всех авиапроисшествий Росавиации призвала авиапредприятия сконцентрироваться на снижении рисков, связанных:
- с неэффективной системой управления безопасностью полетов из-за отсутствия своевременной и надлежащей реакции руководителей на факторы опасности;
- ошибками при пилотировании и навигации из-за недостаточных компетенций у пилотов;
- несоблюдением стандартных эксплуатационных процедур;
- недостаточной ситуационной осведомленностью, некачественной подготовкой к полету с учетом прогнозируемых метеоусловий;
- недостаточными навыками командиров вертолетов в пилотировании по приборам;
- приемом самолета на неподготовленную ВПП;
- отказами систем воздушного судна и недостатками эксплуатационной документации, выявленных в ходе расследований происшествий, по которым не была проведена «работа над ошибками» разработчиком.
Отдельно Росавиация попросила обратить внимание на факторы опасности, связанные с эксплуатацией иностранных воздушных судов в условиях неправомерного санкционного давления на РФ. Среди них агентство выделило недостатки периодической оценки, отработки навыков и умений пилотов, их подготовки к действиям в сложных ситуациях в полете. А также выполнение полета с неустраненной неисправностью и (или) с нарушением правил использования перечня минимального оборудования.