Перспективы рынка вертолетов показывают устойчивый рост на фоне меняющегося глобального ландшафта

Мировой рынок вертолетов развивается в условиях меняющейся обстановки, обусловленной геополитической нестабильностью, колебаниями на энергетических рынках и растущими требованиями к устойчивому развитию – факторами, которые создают как проблемы, так и возможности для будущего отрасли.

Сара Дхаривал, главный авиационный аналитик и ведущий оценщик консалтинговой компании Cirium Ascend, обратила внимание на эту динамику во время вебинара 9 апреля, посвященного прогнозам рынка вертолетов на 2025 год. По ее словам, отрасль работает на «фоне постоянно растущей турбулентности геополитического климата, что вызывает вопросы о том, что это означает для глобального финансового состояния и ценообразования на нефть».

Нефтегазовый сектор, который долгое время был краеугольным камнем вертолетной отрасли, остается устойчивым, несмотря на сохраняющуюся нестабильность. В то время как цены на нефть сильно колебались – в 2014 году они упали с более чем $100 до менее чем $50 за баррель, а затем снова выросли на фоне российско-украинского конфликта, – рынок вертолетов адаптировался. С момента последнего пика в 2014 году офшорный вертолетный парк сократился примерно на 25% и стабилизировался на уровне около 1400 воздушных судов, создав более компактную экосистему, чем десять лет назад.

Парк гражданских вертолетов демонстрирует скромный, но устойчивый рост, увеличиваясь в течение последнего десятилетия в среднем на один процент в год. Службы неотложной медицинской помощи (EMS) лидируют в этом росте, увеличив парк на 3,2% в годовом исчислении, за ними следуют корпоративный сектор и VIP-услуги (2,8%). Несмотря на то, что на долю офшорного сектора, поисково-спасательных служб (SAR) и EMS приходится всего 20% всего флота, они представляют собой наиболее ценные активы и наиболее привлекательные инвестиционные возможности.

В Cirium Ascend подчеркнули значительный спрос на замену вертолетов, отметив, что около 70% будущей рыночной активности будет зависеть от потребностей в замене. «По сути, мы собираемся наверстать упущенное десятилетие в области замены вертолетов и инвестиций», - комментируют в компании.

По данным Cirium, к 2033 году ожидается поставка около 7700 новых гражданских газотурбинных вертолетов общей стоимостью $48 млрд. По прогнозам, рынок будет примерно поровну разделен между обновлением флотов и ростом. По прогнозам, доминировать будут средние двухдвигательные вертолеты, на которые придется около четверти от общего объема поставок. «Мы ожидаем, что в этой категории Leonardo AW139 продолжит оставаться лидером рынка», - сказала Дхаривал.

Ожидается, что на сегмент двухдвигательных вертолетов, в который входят Leonardo AW169 и Airbus H145, придется 20% от общей стоимости поставок. В то же время в сегменте суперсредних вертолетов, таких как Leonardo AW189 и Airbus H175, прогнозируется скромный, но значимый рост, который составит 12% от общей стоимости поставок.

«После экономического спада арендодатели сосредоточились на диверсификации своих портфелей, в первую очередь это касается EMS, на которую приходится почти 50% роста лизингового парка», - добавила Дхаривал. Доля лизингодателей на рынке наиболее высока в оффшорном секторе – около 25%, за ним следует EMS с долей в 10%.

«С точки зрения лизинга, мы заинтересованы в том, чтобы увидеть, как может развиваться рынок пожаротушения, особенно в тех случаях, когда речь идет о пересечении с контрактами HEMS, которые часто являются долгосрочными и поддерживаются государством», - добавили в компании. Эти типы соглашений обеспечивают большую стабильность и предсказуемость, делая сектор все более привлекательным для лизингодателей, стремящихся к более сбалансированным портфелям с более низким уровнем риска.

Несмотря на существующие проблемы, нефтегазовый сектор остается основой вертолетных операций. «Нефтегазовый сектор по-прежнему является ключевым игроком. Вертолеты играют жизненно важную роль в безопасной и эффективной транспортировке к нефтяным вышкам, поэтому нефтегазовая отрасль по-прежнему будет нуждаться в инвестициях».

По словам Дхаривал, недавние события, такие как приобретение компанией SMFL LCI Helicopters компании Macquarie Rotorcraft, свидетельствуют о возвращении стабильности и растущем доверии инвесторов.

Отрасль по-прежнему опасается повторения прошлых ошибок, особенно чрезмерных заказов, которые когда-то наводняли рынок и приводили к снижению цен. В компаниях подчеркивают необходимость соблюдения дисциплины. «Мы осознаем, что происходило в прошлом, и не хотим к этому возвращаться. Вот почему вы часто слышите слово "дисциплинированный". Несмотря на взлеты и падения, мы считаем, что отрасль находится в несколько более устойчивом положении».

Чтобы избежать возврата к спекулятивному поведению, Дхаривал выступила за более стратегический подход к планированию парка. «Мы не хотим видеть чрезмерных спекулятивных заказов», - сказала она, напомнив о периоде, когда лизингодатели делали крупные заказы на вертолеты без подтверждения размещения, что в конечном итоге наводняло рынок и снижало ставки. Сейчас главное – избежать подобных ошибок.

Вместо спекулятивных покупок Дхаривал поддерживает то, что она называет «опережающими» заказами: тщательно рассчитанные, скромные закупки, которые соответствуют заявкам операторов на новые контракты, обеспечивают доступ к новейшим технологиям и поддерживают здоровую конкуренцию. Тем не менее, нынешний рынок создает дополнительные сложности, в том числе из-за увеличения сроков выполнения заказов производителями, ограничений в цепочке поставок и потенциального влияния пошлин. Дхаривал предупредила, что эти проблемы не должны приводить к принятию поспешных решений. Вместо этого арендодатели должны оценивать реальный рыночный спрос, поддерживать разнообразие портфолио и обеспечивать четкую рыночную траекторию для каждого воздушного судна.

Она также подчеркнула важность поэтапного истечения срока аренды. «Мы не можем оказаться в ситуации, когда у нас будет много вертолетов одного типа, которые будут сдаваться в аренду одновременно». Распределение сроков аренды помогает избежать перенасыщения рынка и поддерживает стабильность цен.