Международная ассоциация авиадилеров (IADA) опубликовала отчет о состоянии рынка во втором квартале 2025 года, в котором говорится о стабильности рынка и оптимистичных перспективах аккредитованных дилеров, сертифицированных брокеров и проверенных участников рынка продуктов и услуг.
Данные о восприятии рынка членами IADA были получены от дилеров, брокеров, провайдеров услуг, аккредитованных IADA по всему миру, и отражают повышение доверия по большинству показателей по сравнению с первым кварталом. Результаты опроса членов IADA были опубликованы до того, как правительство США восстановило бонусную амортизацию при покупке новых и бывших в употреблении воздушных судов, что может способствовать дополнительной активности на рынке во второй половине года. Дилеры IADA сообщили о 136 новых соглашениях о приобретении во втором квартале 2025 года, что соответствует этому показателю в 2024 году. Во втором квартале 2025 года количество эксклюзивных соглашений о продаже самолетов не изменилось по сравнению с первым кварталом 2025 года, но снизилось на 35% по сравнению со вторым кварталом 2024 года. За весь 2024 год было подписано 1176 таких соглашений, что на 39% больше по сравнению с 846 в 2023 году.
«Мы уже наблюдаем взвешенный и позитивный сдвиг в настроениях рынка», - сказал председатель IADA Фил Уинтерс. «Дилеры постоянно приспосабливаются, и, хотя второй квартал не был успешным, многие из них сейчас готовятся к более активному второму полугодию из-за бонусной амортизации и ждут, как тарифы могут повлиять на некоторые продажи».
В первой половине 2025 года дилеры IADA сообщили о 1338 потенциальных клиентах, привлеченных с помощью онлайн-площадки ассоциации Aircraft Exchange. За первые шесть месяцев 2025 года среднемесячное предложение самолётов на бирже выросло на 12% в годовом исчислении, в то время как 616 заключенных сделок за тот же период соответствовали результатам первого полугодия 2024 года.
Основные моменты опроса
- Покупатели начинают управлять рынком: показатель второго квартала 3,44 (по шкале от 1 до 5) является самым высоким показателем влияния покупателей за год, что свидетельствует о росте активности и контроля со стороны спроса.
- Перспективы рынка улучшаются: шестимесячный прогноз рынка продаж самолётов вырос до 3,42 по сравнению с 3,20 в первом квартале.
- Прогнозы в сфере финансов и страхования улучшаются: прогноз по авиационному финансированию повысился до 3,06 с 2,93 в первом квартале, а прогноз по страхованию немного вырос до 2,9 с 2,82.
- Текущие настроения рынка остаются стабильными: хотя текущий рейтинг рынка немного снизился по сравнению с первым кварталом, он остается стабильным на уровне 3,07, что является скромным отражением меняющихся глобальных условий.
Тенденции ценообразования и поставок
- Цены: ожидается, что цены будут стабильными или немного снизятся, особенно на лёгкие, средние и большие джеты. Турбовинтовые самолёты остаются наиболее стабильным сегментом.
- Предложение: ожидается небольшое увеличение по всем категориям.
- Готовность иметь запасы: немного снизилась готовность иметь запасы, что отражает более осторожную позицию среди дилеров.
Международный охват
Опрос IADA за второй квартал отражает международное присутствие IADA:
- 98% респондентов опроса работают в Северной Америке
- 60% в Европе
- 57% в Латинской Америке/Карибском регионе
- 38% на Ближнем Востоке и в Азиатско-Тихоокеанском регионе
- 36% в Африке
Увеличение бонусной амортизации
По словам Джонни Фостера, президента и генерального директора OGARAJETS, бонусная амортизация лежит в основе ожидаемого роста активности в оставшейся части 2025 года. «Если увеличение бонусной амортизации продолжится, активность резко возрастет, и мы вполне можем обнаружить, что рынок находится в том же положении, что и в конце 2022, 2023 и 2024 годов — быстрый темп сделок в сочетании с затрудненным доступом к ТОиР для проведения комплексной проверки».
Кэмерон Джонс, президент и основатель Jones Aviation Group, сказал: «Цены остаются стабильными, большинство продавцов модернизируют самолеты. Устаревшие самолеты [2000 года выпуска и старше] продолжают дешеветь почти до уровня, существовавшего до пандемии».
Уолт Уэйкфилд, старший вице-президент Jet Effect, добавил: «Спрос на новые бизнес-джеты в хорошем состоянии остается относительно высоким, чему способствует ограниченная доступность высококачественных самолетов последних моделей. Старые джеты, нуждающиеся в предстоящем техническом обслуживании, сталкиваются с большим ценовым давлением, более длительными сроками выхода на рынок и повышенным вниманием покупателей из-за эксплуатационных расходов и предстоящего технического осмотра».
Кредитование
Что касается уровня кредитной активности, то в апреле и мае рынок был более медленным, но в июне, по словам Сэма Харриса, президента JetLoan Capital, он начал восстанавливаться. «В мире есть несколько сдерживающих факторов, но некоторым уже привыкли к ним. Мы наблюдаем хороший интерес большинства банков к предоставлению авиационных кредитов прямо сейчас», - сказал он.
Брайан Макбин, директор по кредитам и продажам AOPA Finance, добавил: «Активность, похоже, возвращается к нормальному уровню и циклам покупок, однако страхование по-прежнему вызывает беспокойство у многих потенциальных покупателей».