В последнем отчете JetNet говорится, что рынок деловой авиации переходит от постпандемийного бума к более сбалансированной и устойчивой фазе роста. Отчет под названием «Обзор рынка на середину 2025 г.: запасы, цены и активность бизнес-джетов» объединяет анализ лётной активности, тенденций запасов, динамики цен и поведения покупателей в первой половине года.
Согласно отчёту JetNet, лётная активность остаётся стабильной: использование бизнес-джетов в мире выросло примерно на 3% в годовом исчислении и более чем на 10% по сравнению с докризисным уровнем. США продолжают лидировать в восстановлении благодаря спросу на услуги чартерных и долевых операторов.
«Активность бизнес-джетов продолжает расти из года в год», — заявил Ричард Кое, управляющий директор WingX. «Это подчёркивает системное расширение пользовательской базы за последние пять лет».
Запасы на вторичном рынке незначительно выросли — на 1,3% с января по июнь, — хотя и остаются ниже исторических значений. Средний возраст выставленных на продажу самолётов достиг 22 лет, что способствует увеличению продолжительности цикла продажи. Тем не менее, спрос остается высоким: объёмы сделок с самолётами выросли на 13,3% по сравнению с первой половиной 2024 года.
Пол Кардарелли, вице-президент по продажам JetNet, отметил: «Рынок переходит в более взвешенную и устойчивую фазу. Покупатели стали более избирательными, ажиотаж утих, но активность остаётся высокой, особенно по сравнению с допандемийным уровнем. Это говорит о том, что мы наблюдаем новую норму, а не откат».
В первой половине года производители поставили 455 новых бизнес-джетов, а по итогам 2025 года прогнозируется поставка 820 самолётов, что на 8% больше, чем в предыдущем году. Согласно отчёту JetNet, объёмы невыполненных заказов остаются значительными, и, несмотря на признаки снижения цен, их стоимость остаётся исторически высокой.
В настоящее время уровень запасов значительно ниже среднего значения до 2020 года. Однако время экспозиции на рынке выросло со 184 дней в первой половине прошлого года до 220 дней в первом полугодии 2025 года. Ассортимент воздушных судов меняется: по сравнению с первой половиной 2024 года в парке стало на 3% меньше крупноразмерных бизнес-джетов и на 3% больше лёгких самолётов. Сделки с высокой стоимостью остаются активными, а самая дорогая зарегистрированная сделка достигла $67,5 млн.
Заглядывая вперед, аналитики JetNet iQ полагают, что до конца 2025 года текущие тенденции, как ожидается, сохранятся: продолжится активный рост использования, здоровый темп транзакций и умеренная корректировка цен. Они также считают, что структурные изменения, включая более молодую и разнообразную клиентскую базу и более широкое принятие долевых моделей, позволяют отрасли «сохранять устойчивость».
«Послепандемийный ландшафт изменил представление о том, что является «нормальным» в бизнес-авиации», — заявил Роллан Винсент, создатель и директор JetNet iQ. «Мы работаем постоянно на более высоком уровне, с растущей загрузкой и устойчивым интересом со стороны новых сегментов клиентов».