Чрезмерный финансовый контроль над лётным отделом может привести к снижению безопасности

В колонке AINsight на портале AINonline пилот, эксперт по безопасности, консультант и авиационный журналист Стюарт «Кипп» Лау рассуждает о контроле над расходами лётного отдела со стороны владельца.

Прошёл уже год с момента моей публикации в блоге о мистере «Денежном Мешке» и одном из его пилотов. Это был урок эффективного общения с руководителями высшего звена и состоятельными людьми. В частности, там отмечается, что руководитель со степенью MBA говорит на другом языке, чем пилот с дипломом ATP. Основная тема того разговора касалась мер контроля, принятых лётным отделом для безопасного полёта большого корпоративного самолёта на небольшой аэродром в Карибском море. В итоге, лаконичный разговор о снижении рисков и сокращении эксплуатационных расходов успокоил миллиардера.

На прошлой неделе я решил поговорить с нашим другом, корпоративным пилотом, чтобы узнать, как идут дела. Хотелось бы сообщить, что всё идёт гладко, но, к сожалению, это не так.

Соответственно, в январе «Денежный Мешок» нанял своего бывшего однокурсника по бизнес-школе, чтобы укрепить финансовое положение всех подразделений компании, включая лётный отдел. Все расходы пилотов теперь подвергаются тщательной проверке. В компании в шутку говорят, что эти новые инициативы по экономии средств исходят непосредственно от «Департамента эффективности пилотов» (Department of Pilot Efficiency – DOPE).

Нетронутыми остались недавно поставленный Gulfstream G700, вертолёт на удалённом острове, контракты на техническое обслуживание, обучение и многомиллионный бюджет на кейтеринг. За исключением этих статей, весь авиационный бюджет находится под пристальным вниманием.

Правая рука «Денежного Мешка» недавно отменила запланированные поездки сотрудников лётного отдела на NBAA-BACE в Лас-Вегасе и на мероприятие Bombardier Safety Standdown в Уичито. По словам финансового наблюдателя, обе поездки были сочтены ненужной тратой времени. Конечно же, приятель «Денежного Мешка» никогда не был в Канзасе.

Руководители лётных подразделений утверждают, что подобные мероприятия необходимы для прогресса в работе и позволяют пилотам больше узнать о безопасности и эффективности воздушных судов. От форумов производителей для пользователей до презентаций по безопасности, эти мероприятия могут быть очень полезны как пилотам, так и эксплуатантам. Возможность наладить деловые контакты с другими пилотами и руководителями — это, пожалуй, самое главное.

А совсем недавно изменение маршрута полёта из-за погодных условий привело к разногласиям между владельцем, его финансистом и персоналом лётного отдела.

Владелец самолёта, миллиардер, разбогатевший на разработке программного обеспечения, был расстроен, когда рейс был перенаправлен в муниципальный аэропорт Морристаун в Нью-Джерси (KMMU) вместо Тетерборо (KTEB), как планировалось. Учитывая изменение направления и скорости ветра, вызванное грозой, которая превысила ограничения по попутному ветру для Gulfstream в KTEB, пилоты приняли обоснованное решение.

Это отклонение повлекло за собой цепочку нежелательных последствий, таких как дополнительное время на поездку на деловую встречу для мистера «Денежного Мешка» и дополнительные расходы, которые были тщательно изучены его финансовым приятелем по колледжу.

Руководители лётного отдела, как доверенные советники, смогли успокоить владельца, проведя чёткую аргументацию, основанную на принципах управления безопасностью, о выявлении опасностей, оценке степени риска и определении наиболее безопасного плана действий. Проще говоря, руководитель лётного отдела определил опасность — укороченную взлётно-посадочную полосу — и риск посадки с попутным ветром, превышающим допустимые пределы для самолёта.

В KMMU пилотов критиковали за то, что они выбрали FBO с более дорогим Jet-A и потратили деньги на обед в ресторане быстрого питания. Если учесть многомиллионный бюджет на кейтеринг для владельца и нехватку места на перроне в другом FBO – это, безусловно, пример недальновидности.

В сфере безопасности полётов необходим баланс между безопасностью и производительностью. Для этого лётного отдела постоянные придирки со стороны DOPE в конечном итоге, выражаясь деловым языком, приведут к увеличению текучести кадров, операционным расходам (обучение и адаптация новых сотрудников) и риску для всей деятельности.

Руководству лётного отдела было бы уместно вмешаться и обсудить ситуацию с «Денежным Мешком» и его другом, чтобы лучше разобраться во всех тонкостях безопасной эксплуатации большого бизнес-джета. В качестве альтернативы, по мнению нашего друга, если условия труда не улучшатся, в деловой авиации вырастет спрос на пилотов с допуском полётов на Gulfstream.