В ноябре спрос на бизнес-джеты вырос на 7%

Согласно еженедельному обзору WINGX Business Aviation Bulletin, на 48-й неделе (24-30 ноября) 2025 года мировой трафик бизнес-джетов достиг 70779 рейсов, что на 3% больше, чем на той же неделе 2024 года. За последние четыре недели (45-48) во всём мире выполнено почти 310000 рейсов бизнес-джетов, что на 7% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Эта четырёхнедельная тенденция в +7% превышает общемировой тренд с начала года в +5% (с 1 января по 30 ноября).

В ноябре наблюдался различный уровень роста на региональных рынках. Лидером стала Африка, где активность бизнес-джетов увеличилась на 25% по сравнению с ноябрём 2024 года, в то время как в Европе наблюдался наименьший рост – всего на 1%. Ключевую роль в высоком трафике в ноябре сыграли долевые операторы, которые выполнили 20% всех рейсов бизнес-джетов, а также показали рост на 12% по сравнению с ноябрём 2024 года.

Лидеры долевого рынка – NetJets и Flexjet – выполнили 83% всех долевых рейсов и в совокупности показали рост на 14% по сравнению с прошлым годом. В сегменте воздушных судов основными «рабочими лошадками» в ноябре стали лёгкие и суперсредние джеты, среди которых лидерами стали платформы Phenom 300 (лёгкий) и Challenger 300/350 (суперсредний) с 15% мирового объёма перевозок. Оба самолёта показали рост на 15% по сравнению с прошлым годом.

Ведущие операторы бизнес-джетов по состоянию на ноябрь 2025 г.

Анализ показателей по регионам

Северная Америка: в неделю Дня Благодарения ожидается рост трафика на 3%

Североамериканский рынок вновь показал результаты, соответствующие мировому тренду, с ростом активности на 48-й неделе 2025 на 3% по сравнению с 2024 годом. США, локомотив Северной Америки, также показали рост на 3% по сравнению с прошлым годом, что соответствует 3%-ному росту, наблюдавшемуся в недели Дня Благодарения в предыдущие годы. Среди ключевых штатов лидирует Калифорния, где выполнено на 6% больше рейсов по сравнению с 48-й неделей прошлого года, за ней следуют Техас (+5%) и Флорида (+4%).

Четырёхнедельный тренд Северной Америки по-прежнему на 8% выше по сравнению с аналогичным периодом 2024 года. Среди ключевых штатов лидирует Флорида с ростом на 10%, затем следует Калифорния (+9%) и Техас (+8%).

Европа: четырёхнедельный тренд ослабевает до 1% на фоне падения трафика в регионе

На 48-й неделе активность бизнес-джетов в Европе снизилась на 3% по сравнению с прошлым годом, в то время как Великобритания была единственной страной, которая показала какой-либо рост, хотя и незначительный – на 1%. Среди других ведущих стран наименьшее снижение наблюдалось во Франции, на 2%, за ней следует Швейцария с сокращением на 3%, затем Германия (-5%) и Италия (-6%). В годовом исчислении четырёхнедельный тренд Европы (45-48 недели) теперь на 1% опережает аналогичный период прошлого года (снижение по сравнению с +4% на прошлой неделе), при этом в Италии четырёхнедельный тренд вырос на 3%, в то время как активность во Франции снизилась на 3%.

Остальной мир: Африка лидирует среди развивающихся рынков с ростом 32%

В остальных регионах мира на 48-й неделе активность бизнес-джетов выросла на 13% в годовом исчислении, при этом трафик составил 10% от общего числа рейсов бизнес-джетов. В Африке активность бизнес-джетов увеличилась на 32%, за ней следует Ближний Восток с ростом на 12%, в то время как в Азии и Южной Америке рост составил 10%. Наибольший рост на прошлой неделе в Африке показали популярные направления отдыха в Йоханнесбурге и Лагосе, в которых активность увеличилась более чем на 65% по сравнению с прошлым годом, при этом на них пришлось 19% от общего числа рейсов бизнес-джетов в Африке. В Африке доминируют крупноразмерные джеты (тяжёлые, сверхдальние и суперсредние), на долю которых приходится 2/3 всех рейсов бизнес-джетов на континенте, при этом также наблюдается исключительный рост в годовом исчислении. Другие крупные хабы остального мира также продемонстрировали значительный рост на прошлой неделе: в латиноамериканском Нассау активность выросла на 13% в годовом исчислении, а в Дубае на Ближнем Востоке наблюдался впечатляющий рост на 25% по сравнению с 48-й неделей прошлого года.

Анализ текущих событий

Flexjet получила разрешение на выполнение внутренних рейсов в Саудовской Аравии

Flexjet получила разрешение от Главного управления гражданской авиации Саудовской Аравии на выполнение внутренних рейсов в Королевстве. Flexjet стала вторым иностранным оператором, получившим доступ к внутренним рейсам в Королевстве после одобрения в августе VistaJet. С момента одобрения VistaJet выполнила в общей сложности 28 внутренних рейсов в Саудовской Аравии, в основном между Джиддой и Эр-Риядом на больших самолётах премиум-класса, что отражает растущий спрос на роскошные путешествия на Ближнем Востоке.

Откуда берётся рост в Саудовской Аравии?

С начала года (с 1 января по 30 ноября) рост рынка бизнес-джетов в Саудовской Аравии опередил как развитые, так и развивающиеся рынки. В Королевстве было выполнено почти 11000 рейсов бизнес-джетов, что на 23% больше, чем в прошлом году. Для сравнения, в США наблюдался скромный рост на 5%, в то время как другие ведущие развивающиеся рынки, такие как Индия и ОАЭ, не достигли уровня Саудовской Аравии (тенденция Индии с начала года составляет +7%, а ОАЭ — +12%). Бразилия является ведущим развивающимся рынком, чей рост наиболее близок к росту Саудовской Аравии, на 23% с начала года.

Среди операторов, осуществляющих полёты в Саудовской Аравии, выделяется Aloula Aviation. Aloula – первая авиакомпания Королевства, начавшая гражданские перевозки в августе 2024 года. В этом году Aloula выполнила более 200 рейсов бизнес-джетов по всему миру, причём подавляющее большинство из них – из Саудовской Аравии. Данные WINGX показывают, что основной маршрут Aloula пролегает между двумя саудовскими городами: Эд-Даммамом и Эр-Риядом.

Одним из важнейших рынков бизнес-джетов в Саудовской Аравии являются чартеры, и данные показывают, что этот сегмент имеет потенциал для роста. С начала года чартерные самолёты, базирующиеся в Саудовской Аравии, налетали на 155% больше часов по сравнению с прошлым годом, несмотря на то что их парк остался прежним. Это означает, что спрос на чартерные самолёты, базирующиеся в Королевстве, значительно опережает рост предложения, создавая явный дефицит, который иностранные операторы, такие как VistaJet и Flexjet, вполне могут заполнить.