Об этом самолете в авиационных кругах ходят разные слухи, но мало кто видел его на самом деле. Короткая карьера и бесславный конец все же не повод, чтобы забыть о Ту-116 – первенце отечественной VIP-авиации.
Об этом самолете в авиационных кругах ходят разные слухи, но мало кто видел его на самом деле. Короткая карьера и бесславный конец все же не повод, чтобы забыть о Ту-116 – первенце отечественной VIP-авиации.
Хрущевская оттепель, в чем-то безоглядная и самонадеянная, растопила в «железном занавесе» очередное окно, через которое стало возможным попасть не только в Европу, но и на другие континенты. Единицам, разумеется. Наметился значительный экономический подъем, возникла потребность в установлении культурных связей с внешним миром.
В такой ситуации трансконтинентальные перелеты для руководства страны стали практической необходимостью, но в полуразрушенном после войны Союзе почти не было места гражданскому авиастроению. Время, однако, поджимало, и в верхних эшелонах было принято довольно необычное решение – переоборудовать серийный стратегический бомбардировщик Ту-95 для «специальных перевозок на большие расстояния государственных деятелей с сопровождающими и охраной в условиях повышенного комфорта».
Говоря современным языком, в самолет административного класса. Так появилась «турбовинтовая ласточка» советской деловой авиации – самолет Ту-116, этакий «дипломатичный» вариант брутального Ту-95. Перед конструкторами была поставлена непростая задача, ведь аналогов переоборудования военной машины в самолет, олицетворяющий престиж и мощь целого государства, в Советском Союзе не было. Самолет Ту-116 дорабатывался в кратчайшие сроки и служил запасным вариантом на случай непредвиденной задержки с производством первых турбовинтовых гражданских самолетов Ту-114.
Возможно, эта изначальная второстепенность и стала роковой для самолета Хрущева. Для того, чтобы создать просторный и, насколько это возможно, комфортный салон, который смог бы ответить пусть и не самым искушенным требованиям советского руководства, проектировщики ампутировали у бомбардировщика Ту-95 основные атрибуты военной мощи – все оборонительное и бомбардировочное вооружение. В освободившееся пространство за центропланом поместили два салона, которые могли вместить до 24 человек, 10 из которых – вооруженная охрана.
С высоким руководством в турне по глобусу отправлялся также повар – индустрия по обеспечению питанием на борту воздушного судна тогда только становилась, и гастрономическими ухищрениями занимались непосредственно в салоне, в специально отведенном отсеке. Кто-то решит, что личным поваром сейчас никого не удивить и, в общем, будет прав. Но предприимчивым проектировщикам все-таки удалось поразить взыскательных потомков – на Ту-116 была установлена ванна. Форма и масштабы ее история не сохранила, однако факт остается фактом.
Еще одной примечательной особенностью Ту-116 стала компоновка салона, которая сильно расходится с современным представлением об интерьере самолета. Форма салона Ту-116 выполнена в традиционном для купе поезда стиле: с правой стороны коридор, с левой – отъезжающие двери купе. Интерьер выполнен из редких пород деревьев, однако и тут подробности покрыты таинственным мраком. Разработчики радикальной модификации Ту-95 постарались на славу, но результат так и не достиг ожидаемых высот. К моменту сдачи Ту-116 начались летные испытания гражданского самолета Ту-114, который для дипломатических полетов подходил намного больше. Причин этому несколько.
Первая и самая очевидная заключалась в том, что Ту-114 разрабатывался специально для гражданских перевозок, тогда как Ту-116, несмотря на переоборудованный фюзеляж и звукоизоляцию, сохранил военную выправку. Пространство, окружавшее салон-капсулу, занявшую освободившийся от вооружения объем, осталось негерметичным, так что попасть в кабину пилотов во время полета было невозможно. А это могло внушить некоторую тревогу – отсутствие контроля шло бы в разрез с устоявшимися понятиями о безопасности. Но дело даже не в этом.
Существует легенда, что самолет не понравился лично Хрущеву. Дело в том, что трап у этого борта расположен в задней части фюзеляжа и открывается как у «Як-40». Прилетев на Кубу, крепкого телосложения Никита Сергеевич на глазах у изумленной публики спустился не с переднего трапа, приветственно размахивая шляпой, а согнувшись из заднего выхода. Столь эффектная картина вызвала довольно колкую реплику со стороны острого на язык Фиделя Кастро по поводу места, из которого появился глава советского государства.
После этого, дни Ту-116 были сочтены. В правительственном отряде он не задержался. Звезда самолета Хрущева погасла, не успев занять на небосклоне деловой авиации свою нишу. Сейчас единственный из двух переоборудованных Ту-116 находится в Музее гражданской авиации в Ульяновске.
Вот только увидеть интерьер полумифической машины уже не удастся: шикарный салон несостоявшегося борта номер один сохранить не удалось – он попросту сгнил.
Источник: Jets.ru
Хрущевская оттепель, в чем-то безоглядная и самонадеянная, растопила в «железном занавесе» очередное окно, через которое стало возможным попасть не только в Европу, но и на другие континенты. Единицам, разумеется. Наметился значительный экономический подъем, возникла потребность в установлении культурных связей с внешним миром.
В такой ситуации трансконтинентальные перелеты для руководства страны стали практической необходимостью, но в полуразрушенном после войны Союзе почти не было места гражданскому авиастроению. Время, однако, поджимало, и в верхних эшелонах было принято довольно необычное решение – переоборудовать серийный стратегический бомбардировщик Ту-95 для «специальных перевозок на большие расстояния государственных деятелей с сопровождающими и охраной в условиях повышенного комфорта».
Говоря современным языком, в самолет административного класса. Так появилась «турбовинтовая ласточка» советской деловой авиации – самолет Ту-116, этакий «дипломатичный» вариант брутального Ту-95. Перед конструкторами была поставлена непростая задача, ведь аналогов переоборудования военной машины в самолет, олицетворяющий престиж и мощь целого государства, в Советском Союзе не было. Самолет Ту-116 дорабатывался в кратчайшие сроки и служил запасным вариантом на случай непредвиденной задержки с производством первых турбовинтовых гражданских самолетов Ту-114.
Возможно, эта изначальная второстепенность и стала роковой для самолета Хрущева. Для того, чтобы создать просторный и, насколько это возможно, комфортный салон, который смог бы ответить пусть и не самым искушенным требованиям советского руководства, проектировщики ампутировали у бомбардировщика Ту-95 основные атрибуты военной мощи – все оборонительное и бомбардировочное вооружение. В освободившееся пространство за центропланом поместили два салона, которые могли вместить до 24 человек, 10 из которых – вооруженная охрана.
С высоким руководством в турне по глобусу отправлялся также повар – индустрия по обеспечению питанием на борту воздушного судна тогда только становилась, и гастрономическими ухищрениями занимались непосредственно в салоне, в специально отведенном отсеке. Кто-то решит, что личным поваром сейчас никого не удивить и, в общем, будет прав. Но предприимчивым проектировщикам все-таки удалось поразить взыскательных потомков – на Ту-116 была установлена ванна. Форма и масштабы ее история не сохранила, однако факт остается фактом.
Еще одной примечательной особенностью Ту-116 стала компоновка салона, которая сильно расходится с современным представлением об интерьере самолета. Форма салона Ту-116 выполнена в традиционном для купе поезда стиле: с правой стороны коридор, с левой – отъезжающие двери купе. Интерьер выполнен из редких пород деревьев, однако и тут подробности покрыты таинственным мраком. Разработчики радикальной модификации Ту-95 постарались на славу, но результат так и не достиг ожидаемых высот. К моменту сдачи Ту-116 начались летные испытания гражданского самолета Ту-114, который для дипломатических полетов подходил намного больше. Причин этому несколько.
Первая и самая очевидная заключалась в том, что Ту-114 разрабатывался специально для гражданских перевозок, тогда как Ту-116, несмотря на переоборудованный фюзеляж и звукоизоляцию, сохранил военную выправку. Пространство, окружавшее салон-капсулу, занявшую освободившийся от вооружения объем, осталось негерметичным, так что попасть в кабину пилотов во время полета было невозможно. А это могло внушить некоторую тревогу – отсутствие контроля шло бы в разрез с устоявшимися понятиями о безопасности. Но дело даже не в этом.
Существует легенда, что самолет не понравился лично Хрущеву. Дело в том, что трап у этого борта расположен в задней части фюзеляжа и открывается как у «Як-40». Прилетев на Кубу, крепкого телосложения Никита Сергеевич на глазах у изумленной публики спустился не с переднего трапа, приветственно размахивая шляпой, а согнувшись из заднего выхода. Столь эффектная картина вызвала довольно колкую реплику со стороны острого на язык Фиделя Кастро по поводу места, из которого появился глава советского государства.
После этого, дни Ту-116 были сочтены. В правительственном отряде он не задержался. Звезда самолета Хрущева погасла, не успев занять на небосклоне деловой авиации свою нишу. Сейчас единственный из двух переоборудованных Ту-116 находится в Музее гражданской авиации в Ульяновске.
Вот только увидеть интерьер полумифической машины уже не удастся: шикарный салон несостоявшегося борта номер один сохранить не удалось – он попросту сгнил.
Источник: Jets.ru