Ставка на партнерские программы

Ведущие авиадвигателестроительные компании мира уже давно отработали схему работы с клиентами, в которой ведущее место отводится авторизованным и сертифицированным сервисным центрам, зачастую (но не всегда) принадлежащим этим компаниям, либо являющимися совместными предприятиями с участием компании-разработчика.
Начало десятилетия для отечественной авиационной промышленности было крайне тяжелым периодом, следствием чего стало существенное сокращение рыночной доли, занимаемой отечественными производителями в большинстве сегментов. Однако благодаря наличию уникального продукта - семейства вертолетов Ми-8 / Ми-17 и их модификаций, вертолетостроители смогли сохранить свое присутствие на всех континентах, поставляя винтокрылые машины в десятки стран и поддерживая их эксплуатацию на протяжении длительного времени.

Важнейшим фактором рыночного успеха вертолета, безусловно, является его надежная и безотказная силовая установка, в составе которой находятся двигатели ТВ3-117. По оценкам разработчика, ОАО "Климов", с 1972 года было выпущено более 25 000 двигателей ТВ3-117 и модификаций, из этого числа сегодня эксплуатируется не менее 8 500 единиц.

География присутствия вертолетов "Ми" и "Ка", на которых установлены эти моторы, охватывает более чем 80 стран в Европе, Азии, Америке, Африке и Австралии. Причем наибольшее количество машин летает в России, СНГ и азиатском регионе. Для сравнения, один из наиболее массовых двигателей для гражданской авиации Д-30КУ / КП / КУ-154 имеет почти в три раза меньший парк. С учетом технического состояния двигательного парка, емкость рынка капитальных ремонтов составляет более чем 1,7 млрд руб. В 2007 году, по данным разработчика, было отремонтировано не менее 700 двигателей ТВ3-117 различных модификаций.


Ведущие авиадвигателестроительные компании мира уже давно отработали схему работы с клиентами, в которой ведущее место отводится авторизованным и сертифицированным сервисным центрам, зачастую (но не всегда) принадлежащим этим компаниям, либо являющимися совместными предприятиями с участием компании-разработчика.

Комплексные сервисные центры обычно размещаются в крупных аэропортах или в местах, географическое местоположение которых оптимально для обслуживания того или иного типа авиатехники. Для работы в таких центрах компании нанимают местный квалифицированный персонал, проводят обучение. Например, в китайском сервисном центре General Electric работают местные инженеры и технические специалисты с опытом работы в авиационной отрасли Китая.

В сервисном центре Singapore Aero Engine Services Ltd (СП компаний Rolls-Royce, SIAEC и HAESL) работает 550 специалистов (90% граждане Сингапура), в том числе в бригаде обслуживания двигателей в эксплуатации. Главными принципами работы сервисных подразделений мировых производителей авиадвигателей являются оперативность и гибкость. Как правило, все они работают 7 дней в неделю, 24 часа в сутки. На обработку заявки затрачивается от 4 до 12 часов, ответ дается в тот же или на следующий день, в зависимости от сложности заказа.

Даже длительные операции, такие как капитальный ремонт двигателя, проводятся в предельно сжатые сроки. Например, сервисный центр Singapore Aero Engine Services предлагает полный цикл капремонта двигателя всего за 60 дней. Причем в этот срок включается доставка мотора на предприятие и обратно. Оперативность в работе достигается, в том числе за счет оптимизации времени обработки заявок и снижения бюрократических проволочек.

Сбор информации о работе двигателей осуществляется в электронной форме - производители двигателей создают специальные он-лайн порталы, на которых ведут мониторинг технического состояния двигателя, учет его наработки. Портал компании Rolls-Royce "www.aeromanager.com" содержит всю необходимую информацию о двигателях, возможность отправки запроса на ремонт, поиск запчастей, лизинг, подбор оборудования для ремонта, запрос на поставку запчастей, информацию о статусе запроса, прайс-лист, отслеживание стадии выполняемого ремонта. По данным Центрального института авиационного моторостроения, ежегодная емкость мирового рынка сервисных услуг составляет не менее $10 млрд, а к 2020 г. достигнет $20 млрд.

Основные доходы от производства и сервисного обслуживания авиадвигателей делят Rolls-Royce, General Electric, Honeywell, Pratt & Whitney и Safran Group. Успех продукции этих компании во многом связан с качественным сервисным обслуживанием их двигателей, своевременными поставками запчастей и оперативным ремонтом. Причем активно идет процесс взаимодействия и между конкурирующими компаниями. С 2007 года компания Pratt & Whitney по соглашению с General Electric производит и поставляет в качестве более дешевой альтернативы оригинальным запчастям несколько десятков типов запчастей, которые раньше производила только компания GE.

Для российских двигателестроительных компаний важно усвоить опыт мировых лидеров и выработать собственную модель, которая бы отвечала требованиям заказчиков. С учетом ограниченных ресурсов, сегодня производители не в состоянии самостоятельно развернуть широкую сеть сервисных центров. Необходимо делать ставку на партнерские программы и жесткий контроль в рамках конструкторско-технического сопровождения и авторского надзора.


Источник: АвиаПорт.ru