Юбилейный прогноз Honeywell Aerospace

По результатам десятого исследования пятилетних перспектив продаж гражданских вертолетов с газотурбинными силовыми установками, проведенного компанией Honeywell, с 2008 по 2012 год включительно ожидается поставка около 4450 новых гражданских вертолетов. Отчасти эти ожидания обусловлены устойчивым спросом на легкие однодвигательные и средние двухдвигательные модели вертолетов, построенные по самым современным технологиям.

По результатам десятого исследования пятилетних перспектив продаж гражданских вертолетов с газотурбинными силовыми установками, проведенного компанией Honeywell, с 2008 по 2012 год включительно ожидается поставка около 4450 новых гражданских вертолетов. Отчасти эти ожидания обусловлены устойчивым спросом на легкие однодвигательные и средние двухдвигательные модели вертолетов, построенные по самым современным технологиям.

Аналитики Honeywell полагают, что более 65% новых гражданских вертолетов в ближайшие пять лет приобретут корпоративные клиенты, службы неотложной медицинской помощи и органы правопорядка. Обзор и оценка перспектив продаж гражданских вертолетов позволили сделать следующие ключевые выводы:

  • В 2007 году объем поставок гражданских вертолетов вырос на 25–30%. Ожидается, что и в 2008 году продолжится рост, судя по тому, как производители вертолетов наращивают мощности, чтобы удовлетворить мировой спрос.
  • Ожидается, что объем продаж гражданских вертолетов с 2008 по 2012 год включительно увеличится на 50% по сравнению с периодом с 2003 по 2007 год.
  • За период с 2008 по 2018 год мировой спрос на новые гражданские вертолеты может превысить 10 000 единиц.

 По словам вице-президента компании Honeywell по вертолетным и наземным системам Майка Каффа (Mike Cuff), исследования подтвердили, что главными критериями при выборе нового вертолета являются летные качества и мощность, а также вместительность и размерность салона. Решение о приобретении вертолетов в первую очередь возникает, когда владелец или эксплуатант считает, что пора заменить старый вертолет на новый. При этом, как правило, покупатели хотят получить вертолет с большим радиусом действия, увеличенной мощностью, пассажировместимостью или грузоподъемностью и меньшими эксплуатационными расходами. Результаты исследований последних пяти лет говорят об устойчивом сбыте бортового оборудования, а это свидетельствует в пользу вывода о том, что спрос на вертолеты имеет долгосрочные перспективы.

Рост числа заказов в ближайшем будущем связан с устойчивым мировым спросом на вертолеты для корпоративных клиентов, служб неотложной медицинской помощи, органов правопорядка, для нефтяной и газовой сферы, а также на вертолеты общего назначения. Они необходимы для подъема экономики развивающихся регионов, ведения геологоразведки в нефтеносных регионах и обеспечения эксплуатации нефтяных и газовых месторождений.
По словам Майка Каффа, начиная с 2008 года ежегодный мировой объем поставки вертолетов с газотурбинными силовыми установками превысит 800 единиц, при этом результаты исследования говорят о том, что скрытый спрос может увеличить эту цифру до 1000 единиц в год. Ожидаемый рост прибыли также обусловлен появлением новых производителей, предлагающих доступные платформы.

ОБЪЕМЫ ПРОДАЖ

Десятое всемирное исследование перспектив закупок гражданских вертолетов основывается на прошлогодних исследованиях, подтвердивших устойчивый спрос на новые летательные аппараты в следующие пять лет. По сравнению с 2007 годом ожидаемый объем продаж в 2008 году вырастет в общей сложности приблизительно на 20%, при этом общемировой парк обновится на 4%, что на 1% меньше уровня обновления, достигнутого в 2007 году.
Мировая практика показывает, что лишь незначительное число эксплуатантов, меняя старый вертолет на новый, хочет приобрести машину более высокого класса. Около 80% новых приобретений в ближайшие пять лет будут сделаны для замены старых летательных аппаратов в том же ценовом и функциональном классе. Только 16% эксплуатантов планируют приобрести более дорогие и функциональные вертолеты. Единственным исключением, в котором заметно стремление перейти к более высококлассной технике, является сегмент легких двухмоторных вертолетов. Здесь 53% эксплуатантов намерены и дальше использовать равноценную технику, и 47% планируют приобрести двухдвигательные вертолеты среднего класса.

Коммерческий интерес к вертолетной технике стабильно растет, и признаки того, что спрос в ближайшем будущем начнет падать, отсутствуют. Выводы и прогнозы Honeywell основываются на данных из более 1000 летных отделов авиакомпаний. Honeywell считает, что в период с 2008 по 2018 год можно ожидать поставки более 10 000 новых вертолетов, что вполне отражает состояние вертолетной индустрии, которая последние пять лет продолжала интенсивно развиваться.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

Северная Америка остается рынком с самым высоким спросом на новые вертолеты. Ожидается, что это будет 40% от объема мировых продаж будущего пятилетия. По сравнению с 2006 и 2007 годами планы приобретения вертолетов увеличились, особенно это касается легких двухмоторных моделей широкого и корпоративного применения. Как и в прежние годы, больше всего легких одномоторных вертолетов купят в Северной Америке.
Принимая решение о покупке нового летательного аппарата, в Северной Америке в первую очередь обращают внимание на летные характеристики, возраст вертолета, новые технологии (особенно это касается двигателя), размер салона и унифицированность парка.

Европа для замены и увеличения парка в текущем году может заказать до 27% мирового «вертолетного пирога». В европейских планах приобретения новых вертолетов уже не первый год отдано предпочтение многодвигательным машинам. Результаты исследования позволяют с высокой долей вероятности предположить, что в течение следующих пяти лет около 20% мировых продаж газотурбинных вертолетов произойдут в Европе, что несколько больше по сравнению с данными исследования 2006 года. В определенной мере европейский рост продаж обусловлен увеличением спроса в Восточной Европе и России, а также устойчиво сильным евро.
Для европейских эксплуатантов главными причинами приобретения новых вертолетов являются постоянно ужесточающиеся требования безопасности и экологии, бурное развитие авионики и бортового оборудования. К важным факторам, во многом определяющим выбор, также относятся современные двигатели, размер салона, летные качества, надежность и снижение стоимости эксплуатации. При опросе европейцев чаще упоминались вертолеты категории общего пользования и корпоративные, за ними шли вертолеты неотложной медицинской помощи и сил правопорядка.

В Азии, Океании, Африке и на Ближнем Востоке процентное соотношение вертолетного парка, который должен быть заменен или расширен, и количество потенциальных покупателей вместе взятых оставались стабильно высокими в течение последних пяти лет. В этих регионах планируют приобретать новые вертолеты для замены и расширения парка в объеме 32–37% от находящихся в эксплуатации в данный момент. При этом на долю клиентов из вышеперечисленных регионов придется до 22% всех продаж новых вертолетов в мире. Ожидается, что от 65% до 75% будущего спроса составят многодвигательные вертолеты.
Как и в других регионах, основными причинами замены действующих вертолетов эксплуатанты называют стремительно растущие возможности авионики, современные двигатели, построенные по последним технологиям, размеры и номинальную загрузку салона, а также унификацию парка.
В странах Азии и Тихоокеанского региона почти 37% ожидаемых покупок состоятся в корпоративном секторе, 17–18% – в секторе разведки и разработки нефтяных месторождений. В Африке и на Ближнем Востоке доля вертолетов, приобретенных для этих целей, составит 42%, а доля корпоративных – 26%.

В Латинской Америке ожидаемый объем закупок по отношению к действующему парку достигнет отметки 33%, что значительно выше показателей рекордного 2006 года и выводит прогнозируемые потребности Латинской Америки в новых вертолетах на уровень, чуть ниже европейского и равный Азии и Тихоокеанскому региону. Ожидается, что на долю Латинской Америки придется 18% пятилетнего мирового спроса на новые вертолеты, что на 4% выше ожиданий 2007 года. Предположительно, около 50% потребности в новых летательных аппаратах удовлетворят легкие однодвигательные вертолеты.
И снова решающими факторами при покупке нового вертолета являются возможности авионики и современные двигатели. Самым популярным в Латинской Америке по-прежнему остается корпоративное использование нового вертолета – 74% приобретений. Доля вертолетов для нужд газовой и нефтяной отраслей составит 11%, что, кстати, намного выше уровня 2007 года, когда вертолеты здесь использовались крайне редко.

КОРПОРАТИВНЫЕ ВЕРТОЛЕТЫ

Исследования показали, что в планы эксплуатантов входит приобретение новых вертолетов в основном для корпоративных целей и широкого применения. Корпоративный сегмент – самая большая категория – составил 38% ожидаемого спроса на новые вертолеты с газотурбинным двигателем. Значительный спрос в этом сегменте рынка отмечен практически во всех регионах мира. Более 70% всего спроса Латинской Америки – это машины для корпоративного использования (см. выше), в Европе их доля составит более 40%, в Азии – почти 37%, в Африке и на Ближнем Востоке – 26%, а в Северной Америке – 20%, что больше, чем несколькими годами ранее.

РОСТ ИНТЕНСИВНОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ

В целом, согласно данным эксплуатантов вертолеты с газотурбинными двигателями использовались от 430 до 580 часов в год. Средние показатели, как правило, выше в динамично развивающихся регионах, несмотря на высокие цены на топливо. Интенсивность эксплуатации во многом зависит от региона. Наиболее высокие показатели достигнуты в Африке, на Ближнем Востоке, в Азии и Латинской Америке. Наименьшая интенсивность отмечена в Европе.
В 2007 году реальные показатели интенсивности эксплуатации вертолетов нигде не совпали с прогнозом. В Северной Америке снизились (– 11%), резко поднялись в Латинской Америке (+ 28%), выросли в Африке и на Ближнем Востоке (+ 6%), а также в Европе (+ 9%). Средняя интенсивность эксплуатации в Азии и Тихоокеанском регионе упала незначительно (– 6%). Повышение цен на топливо в 2007 году могло стать основной причиной снижения показателей в Северной Америке, умеренного роста в Европе, Африке и на Ближнем Востоке. И только результаты использования вертолетов в Азии и Тихоокеанском регионе смотрятся противоречиво на фоне резкого увеличения объемов строительства и разработки природных ресурсов.

В обозримой перспективе подавляющее большинство эксплуатантов во всем мире планируют использовать свои вертолеты, по крайней мере, так же часто или даже чаще, чем это было на протяжении последних 12 месяцев. В Северной Америке и Европе 96% опрошенных ожидают, что использование вертолетов будет даже более интенсивным. С ними солидарны в Латинской Америке. Прогноз интенсивности эксплуатации в Африке и на Ближнем Востоке находится на отметке 93–97%. Во всех трех регионах высок процент операторов, планирующих увеличить расценки на свои услуги.

Основываясь на информации, полученной в результате исследований, и на региональном распределении мирового вертолетного парка, компания Honeywell считает, что общий налет останется на высоком уровне. Так будет, если цены на топливо сохранятся близко к нынешнему уровню или даже станут ниже. Это может стать стимулом роста интенсивности эксплуатации, сопоставимой с уровнем прошлого года и зависящей от экономических условий региона.

***

Таков прогноз развития мировой вертолетной индустрии от Honeywell. Он основан на недавно проведенном компанией исследовании ожиданий клиентов, оценке обобщенных прогнозов, анализе статистики заводских поставок и начала выпуска новых моделей воздушных судов. Прогноз не касается потребностей вооруженных сил в гражданских вертолетах, но охватывает потребности государственных структур и служб внутренней безопасности.
В ходе исследования было опрошено более 1000 старших пилотов и управляющих летных отделов авиакомпаний, использующих более 2500 вертолетов по всему миру. Honeywell подчеркивает, что представляет картину вертолетного бизнеса на момент создания прогноза, не отражающего непредвиденные события, например экономический спад, резкое повышение цен на топливо, кризис запасов топлива, введение высоких пошлин на пользователей или неблагоприятных нормативных актов, налогов, которые могут повлиять на мировую вертолетную индустрию.

Николай Якубович.

По материалам www.honeywell.com