Перевозчики мечтают достучаться до небес

Развитие деловой авиации в Петербурге чем дальше, тем больше отстает от Москвы. Основные причины - отсутствие здесь аэродромов и необходимой инфраструктуры.

Нынешней осенью заметно снизилось число клиентов у единственного в России авиаперевозчика, работающего в формате воздушного такси. Правда, его представители напрямую не говорят о кризисе, замечая, что наибольший поток приходится на весну и лето: в холодное время года пассажиров меньше. Но цены все равно повысили.

«Постоянно дорожающий авиакеросин вынудил нас поднять цены на 15%, а на перегон пустого самолета - на 20%. Но мы рассчитываем, что число клиентов вернется на прежний уровень уже к весне. Кризис неизбежно приведет к тому, что некоторые наши клиенты будут летать обычными рейсами. С другой стороны, до нынешней осени число пассажиров постоянно росло, а иногда даже не хватало бортов», - говорит Оксана Иванова, менеджер компании «Авиаменеджмент Груп» (бренд - авиатакси Dexter).

VIP only

Большинство компаний, предоставляющих услуги деловых чартеров, базируются в Москве. В Петербурге деловой авиации попросту негде базироваться. После закрытия аэропорта Ржевка для небольших самолетов остается только Пулково.Впрочем, руководство главного петербургского аэропорта, по мнению некоторых экспертов, работает лишь с избранными.
«В Петербурге не осталось взлетных полос, чтобы осуществлять полеты малой авиации. Пулково категорически не хочет с нами работать, у них все есть свое, включая круг авиаперевозчиков. И для посторонних мест нет», - утверждает Олег Федоров, руководитель Невского аэроклуба.

Впрочем, некоторые участники рынка говорят, что аэропорту Пулково сложно работать с деловой авиацией по единственной причине -нет необходимой инфраструктуры.

«Многие инвесторы с удовольствием вложились бы в развитие того же авиатакси. В конце концов, для этого нужны не такие уж большие деньги - самолет может стоить всего $350-400 тыс., годовое обслуживание - не более $2 тыс. Плюс сервисная станция на аэродроме - порядка $300 тыс. Но вся штука в том, что нет этих самых мест базирования. Большие надежды мы возлагали на анонсированные в прошлом году планы строительства специализированных аэропортов для малой авиации в Пушкине и Левашове. Но теперь в связи с кризисом они, скорее всего, будут заморожены», - считает Виталий Дячок, руководитель компании «Золотые ворота».

Закрытое небо

Впрочем, не все специалисты настроены столь пессимистично. По мнению некоторых из них, платежеспособный спрос на быстрые авиаперевозки как внутри страны, так и за ее пределы если и упадет, то ненамного. В последние 2 года число клиентов выросло на 30-40%.
«Цены повысятся из-за подорожания керосина, некоторые пассажиры могут перестать пользоваться нашими услугами. Но рынок в целом по России будет расти. Люди не перестанут летать, тем более что до Москвы пока можно долететь всего за 8,5 тыс. рублей с человека.
Мы, например, собираемся запускать в Европу большие самолеты. Сейчас ведем переговоры по «ТУ-134» на 46 пассажиров. К тому же за последний год работать стало чуть легче. Согласование полетов с Федеральной аэронавигационной службой проходит гораздо быстрее, чем с военными - буквально за день. Насколько я знаю, согласование на полет вертолета вообще можно получить за 3 часа», - рассказывает Артем Ананикьян.

Однако рынок мог бы расти еще быстрее, если бы такие согласования отменили вовсе. Как в Соединенных Штатах, где только бюджет на малой авиации зарабатывает до $7 млрд в год! Любые процедуры и разрешения абсолютно бесплатны: налоги и сборы включены в стоимость топлива.

«У нас слишком много бюрократии. Регистрация самолета может занять долгие месяцы и многие тысячи рублей. На каждый полет нужно согласование - но не факт, что оно будет получено. Говорить о серьезных инвестициях в малую авиацию можно будет, только если откроют небо так, как это на Западе», - убежден Игорь Душенко, директор аэродрома Касимово.

«Получить необходимые согласования на полеты не так уж сложно, если у тебя хорошие и длительные отношения с теми, кто эти разрешения выдает. Мне без проблем дают разрешения на полеты, но я уже 5 лет летаю.

Новому человеку, вполне возможно, могут и отказать. Но я построил у себя на базе отдыха вертолетную площадку и уверен, что она не будет пустовать», - подчеркивает Александр Терентьев, генеральный директор загородного клуба «Орех».

Артем Ананикьян считает, что рынок бизнес-авиации будет только расти.

Источник: Деловой Петербург