Президент вертолетной компании "Аэросоюз" Александр Климчук: об общих тенденциях в вертолетном бизнесе.

Участниками, прошедшей JetExpo 2008  были вертолетные клубы "Авиамаркет", "Аэросоюз" и HeliClub, которые охотно знакомили посетителей с комплексными программами обслуживания. В частности, президент "Аэросоюза" Александр Климчук рассказал об общих тенденциях в вертолетном бизнесе.

— Я в авиации с 3-х лет, и для меня это два в одном — и хобби, и бизнес. С 2000 по 2004 гг. это было чистым хобби, без примеси бизнеса. Во-первых, потому что требовало постоянного вложения своих средств, а во-вторых, надо было принять решение — останется ли увлечение авиационной техникой и небом хобби или будем создавать авиационный бизнес.

Для обоснования своих действий в конце 2003 г. мы разработали маркетинговую стратегию, которая на 80% совпадает с реалиями сегодняшнего дня. Тогда мы сделали ставку на создание клубной системы и подготовку пилотов. А когда люди стали пилотами, полетали и увидели преимущества воздушного транспорта — стали приобретать вертолеты в частное пользование.

По моему мнению, с 2006 г. и получил развитие вертолетный рынок. С началом этого движения и отношения, естественно, перешли в разряд бизнеса на всех этапах: от покупки до эксплуатации и базирования воздушного судна. Если на этапе обучения человек приезжал в клуб, когда хотел или имел возможность, то с момента приобретения вертолета в собственность ответственность изменилась, в том числе и финансовая. А это уже бизнес, со всеми присущими ему последствиями. И если появляется несвоевременность в отчетности и выставлении счетов, то люди очень быстро меняют свое отношение к тебе и, соответственно, место базирования. Бывают ситуации, когда клиент, условно говоря, платит 3 рубля, а требует сервис на все 100, но это из другой области...

В настоящее время вертолетный рынок набирает обороты. Конечно, это не американский или европейский рынки с оборотами в тысячи судов, но уже до конца этого года в Россию будет ввезено, не только нами, в общей сложности от 100 до 120 вертолетов. В следующем году это количество еще увеличится. Но, однозначно, еще несколько лет среди этих вертолетов будут преобладать "Робинсоны". Почему "Робинсоны"? Потому что это первый вертолет с требуемым уровнем безопасности, на котором пилот учится летать. Он достаточно надежен, но при этом стоит минимальные деньги. А еще потому, что люди, которые потенциально могут купить вертолет, еще не знают, зачем он нужен. Поэтому и покупают "Робинсон". В нашем клубе преобладают те, кто мечтали стать пилотами или овладеть другими героическими профессиями, но по каким-либо причинам ушли в бизнес, достигли определенных успехов и вернулись в авиацию. А теперь, освоившись с полетами, они используют технику не только для обзорных полетов, но и для вылетов на рыбалку, охоту, в загородные офисы и на производства. Так что спектр применения вертолетов весьма широк.

Мы убеждаем людей в том, что летать можно по всей России, разве что не в Кремль или по Москве. Мы научились летать на геоточки, в том числе и с ночевкой, тем самым создали прецеденты в летной практике. Летаем по маршрутам любой сложности, вне воздушных трасс, причем в 99% — на законных основаниях. Летаем из клуба на свои дачи, благо для этого нужно только зарегистрировать площадки. В общем, ведем достаточно активный летный образ жизни.

Сейчас взяли курс на освоение регионов. И если в Подмосковье вертолеты узнаваемы и стали реальностью настоящего времени, то в регионах сложнее. Однако это перспективный рынок, и нужно лишь убедить региональный бизнес в том, что летать можно. Поэтому, создавая точки продаж в Воронеже, Краснодаре, Санкт-Петербурге, Сочи, Перми и др., мы строим и сеть региональных маршрутов на расстоянии одной заправки.

Отрадно, что поступление заказов все меньше зависит от сезонности, преобладавшей, скажем, еще год назад. Повысилась информированность клиентов, а, следовательно, и понимание необходимости ожидания очереди. Опять же, наметилась тенденция перехода клиентов к более серьезным вертолетам: от "Робинсона" к Eurocopter, MD, Bell, Agusta — следовательно, есть перспективы и в вертолетном бизнесе. Наиболее удобно сравнивать его состояние со становлением автомобильного рынка 1999–2001 гг., когда среди стихийного и "полуподвального" рынка стали появляться официальные дилеры с техническими центрами и минимальным набором сервисных услуг. Примерно таковым я считаю современное состояние вертолетного рынка.

По материалам : Aerojetstile