Сегодня в Казане пройдет расширенная коллегия Минтранса Республики Татарстан
Концепция основана на положении о том, что развитие малой авиации должно соответствовать возрастающим потребностям населения и российской экономики в воздушных перевозках и авиационных работах, повышению уровня вовлеченности Республики Татарстан в российский рынок товаров и услуг, в том числе рынки авиаперевозок и аэропортового обслуживания.
Малая авиация - воздушные суда в размерности АП-23 и АП 27/29: - воздушные суда в размерности АП-23 и АП 27/29:
· самолёты с максимальным взлётным весом от 495 кгс до 8 600 кгс и числом пассажиров не более 19 человек;
· вертолёты с максимальным взлётным весом от 495 кгс до 4 500 кгс;
· беспилотный летательный аппарат с максимальным взлётным весом до 8600 кг;
· двигатели, агрегаты, бортовое оборудование и другие компоненты перечисленных выше воздушных судов;
а также наземная инфраструктура (аэродромы, аэропортовые комплексы, авиационно-техническая база), региональные центры и объекты системы организации воздушного движения применительно к малой авиации.
Целями государственной политики по развитию малой авиации в Республике Татарстан в рамках данной Концепции являются:
· реализация задач транспортной стратегии Российской Федерации в части развития малой авиации;
· удовлетворение спроса населения и хозяйствующих субъектов на авиационную деятельность малой авиации. Повышение эффективности малой авиации за счет рентабельности, оптимизации, унификации и обеспечения безопасности полетов в результате переоснащения авиапарка современными летательными аппаратами отечественного и иностранного производства;
· развитие объектов наземной инфраструктуры (аэродромов, вертодромов, площадок, аэропортов, топливно-заправочных комплексов, центров (технопарков) технического обслуживания летательных аппаратов) в увязке с перспективой развития транспортной системы Республики Татарстан для эффективного обслуживания спроса населения и хозяйствующих субъектов на авиаперевозки, авиа работы и иные задачи;
· развитие современной и эффективной авиационной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике
· повышение конкурентоспособности воздушного транспорта Республики Татарстан и реализация транзитного потенциала республики;
· обеспечение безопасной работы всех структур малой авиации. Достижение уровня безопасности полетов, соответствующего мировому уровню за счет применения комплексных профилактических мероприятий для минимизации авиационных происшествий на летательных аппаратах малой авиации;
· обеспечение превентивных мер защиты от терроризма и диверсий в сфере малой авиации. Обеспечение состояния защищенности малой авиации от актов незаконного вмешательства в ее деятельность;
· развитие малой авиации на основе достижений научно-технического прогресса.
· улучшение инвестиционного климата и развитие рыночных отношений на воздушном транспорте;
· внесение в установленном порядке предложений по совершенствованию законодательной базы воздушного транспорта
При реализации вышеперечисленных целей в приоритетном порядке необходимо обеспечивать:
· удовлетворение потребностей населения и экономики в воздушных перевозках и авиационных работах за счет создания инфраструктурных условий для развития малой авиации, повышения ее конкурентоспособности, в том числе с использованием транзитного потенциала республики;
· гарантию ответственности государства за обеспечение государственных интересов в области национальной безопасности, включая готовность к чрезвычайным ситуациям в части инфраструктуры малой авиации, безопасности полетов и авиационной безопасности, путем сохранения и восстановления местных и межрегиональных авиатранспортных связей.
Реализация целей с учетом ранее определенных основных проблем отрасли предполагает решение следующих задач:
1. Формирование перечня аэродромов, обеспечивающих функциональную эффективность аэродромной сети, стратегическое единство и неразрывность авиационных связей на всей территории республики с учетом программы социально-экономического развития Республики Татарстан.
2. Разработка фундаментальных и прикладных научных разработок и технических предложений по определению приоритетов и механизмов государственной поддержки малой авиации, развитию парка летательных аппаратов и авиадвигателей, объектов авиатранспортной инфраструктуры, обеспечению безопасного функционирования малой авиации.
3. Обновление состава парка летательных аппаратов малой авиации и расширение его типоразмерного ряда для эффективного удовлетворения спроса юридических и физических лиц. Развитие малой авиации в соответствии с задачами социально-экономического развития Республики Татарстан;
4. Восстановление сети региональных аэродромов, вертодромов (в т.ч. гидроаэродромов), взлетно-посадочных полос, авиационных площадок, обеспечивающих функционирование малой авиации. Возобновление регулярных разноплановых полетов летательных аппаратов малой авиации. Выполнение социальных и иных задач в ходе деятельности малой авиации;
5. Реконструкция и техническое перевооружение объектов наземной инфраструктуры на территории Республики Татарстан. Внедрение современных технологий и новых типов наземной техники. Формирование технопарков – сети центров технического обслуживания летательных аппаратов малой авиации;
6. Оптимизация затрат государства на модернизацию и развитие аэродромной инфраструктуры с использованием механизма государственно-частного партнерства.
7. Совершенствование управления активами наземной инфраструктуры региональных аэродромов Республики Татарстан.
8. Разработка механизма привлечения средств федерального бюджета, средств бюджета Республики Татарстан, внебюджетных средств и средств инвесторов для решения задач социально-экономического развития Республики Татарстан на основе развития малой авиации, за счет совершенствования управления имуществом, находящимся в государственной собственности.
9. Создание условий заинтересованности научно-исследовательских и научно-производственных организаций в решении вопросов развития малой авиации.
10. Формирование эффективных механизмов сохранения и развития местных социально значимых авиационных перевозок.
11. Совершенствование системы обеспечения безопасного функционирования малой авиации на основе обеспечения безопасности полетов и авиационной безопасности в соответствии с современными международными стандартами и правилами, а также особенностями местных условий;
12. Проведение комплексных мероприятий по предотвращению террористических актов с применением летательных аппаратов малой авиации.
13. Оказание содействия в совершенствовании системы подготовки летного и технического персонала для малой авиации, в развитии системы первоначального обучения пилотов-любителей;
В настоящее время Аппаратом Комитета Совета Федерации по обороне проводится работа, в рамках которой планируется внесение в Государственную Думу Российской Федерации законопроекта «О развитии малой авиации в Российской Федерации». В нем предусматривается:
· внесение изменений и дополнений в нормативные правовые акты по обеспечению функционирования малой авиации в России – в первую очередь в Воздушный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты;
· обеспечение развития малой авиации в соответствии с решением органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти;
· принятие Целевых региональных программ развития малой авиации.
Так же необходимо отметить опыт российских регионов в ряде которых уже приняты и действуют программы (концепции) развития малой авиации. К таким регионам относятся:
· г. Москва и Московская область;
· Самарская область;
· Ульяновская область;
· Пермский край;
· Новосибирская область;
· Красноярский край.
В ряде остальных регионов ведется разработка аналогичных программ (Концепций).
Областями применения малой авиации являются:
• перевозки на МВЛ
• корпоративные перевозки
• аэротакси/VIP-чартер
• распределение веществ (авиахимработы)
• борьба с пожарами
• патрулирование ЛЭП, газо-и нефтепроводов
• разведка рыбы
• экологический мониторинг
• обучение пилотированию
• авиационный спорт
• авиационная доставка тяжело больных (Санавиация)
При формировании целевой программы будет проведен мониторинг спроса на данные виды услуг малой авиации
Потенциальными потребителями услуг малой авиации являются:
1. Предприятия сельскохозяйственной отрасли
2. Геодезические организации
3. Землеустроительные организации
4. Экологические службы
5. Подразделения МЧС
6. Туристические фирмы
7. Медицина
8. Силовые структуры
9. Администрации всех уровней
10. Юридические и физические лица
В настоящее время в Республике Татарстан уже имеются производственные базы, как крупные предприятия авиастроения (КАПО, КВЗ, КМПО и др.) так и предприятия среднего бизнеса (ООО «Фирма МВЕН» и др.)
Потенциальными инвесторами развития производственных баз, аэродромной инфраструктуры выступают предприятия-производители авиационной техники, предприятия-эксплуатанты малой авиации, юридические и физические лица.
Осуществление мероприятий по развитию малой авиации предполагается в течение 7 лет и планируется на период с 2009 по 2015 годы.
Этапы решения проблемы:
I этап (2009 – 2011 годы): предлагается начать восстановление эксплуатационной пригодности аэродромов малой авиации, в первую очередь тех, которые находятся в критическом состоянии, главное внимание обратив на аэродромы, требующие восстановления эксплуатационного состояния искусственных аэродромных покрытий, а также зданий, инженерных сооружений и систем, систем энергоснабжения, связи, РСТО, метеооборудования, поискового и аварийно-спасательного оборудования в объемах, обеспечивающих выполнение полетов на аэродромах, а также начать реконструкцию существующих и строительство новых вертодромов, вертолетных площадок, площадок авиахимработ. Разработка и производство образцов авиационной техники для малой авиации и комплектующих изделий к ним.
II этап (2011 – 2015 годы): предполагается завершить восстановление эксплуатационной пригодности аэродромов малой авиации, основное внимание обратив на развитие (реконструкцию и техническое перевооружение) аэродромов. Выполнение работ по дальнейшему развитию сети вертодромов, вертолетных площадок и площадок для авиахимработ. Серийное производство летательных аппаратов малой авиации и комплектующих изделий.
Мероприятия на каждом из этапов направлены, в первую очередь, на сохранение и восстановление существующей аэродромной сети малой авиации, и ее дальнейшее развитие. Степень реализации вышеуказанных мероприятий зависит от объема выделяемых и привлеченных финансовых ресурсов.
На первом этапе проведения мероприятий предусматривается восстановление эксплуатационной пригодности и проведение реконструкции 10 аэродромов малой авиации, проведение реконструкции и строительства 7 вертодромов, 20 вертолетных площадок и 20 площадок для авиахимработ, в том числе:
- восстановление и развитие комплекса сооружений аэродромов, вертолетных площадок и площадок для авиахимработ, в том числе искусственных покрытий;
- приобретение оборудования и инструментов для текущего ремонта покрытий аэродромов;
- приобретение техники и оборудования для содержания летных полей (уборочная техника);
- замена и реконструкция светосистем;
- замена и реконструкция оборудования метеообеспечения полетов;
- замена и дооснащение радиотехническими средствами обеспечения полетов (РТО);
- оснащение дополнительным оборудованием и техникой служб поискового аварийно-спасательного обеспечения и строительство аварийно-спасательных станций;
- реконструкция объектов электроснабжения и системы аварийного энергообеспечения объектов аэродромов;
- мероприятия по антитеррористической защищенности;
Предусматривается доведение технического и эксплуатационного состояния аэродромов, вертодромов, вертолетных площадок и площадок для авиахимработ до нормативных показателей.
На втором этапе – предусматривается реконструкция и техническое перевооружение 6 аэродромов малой авиации, 8 вертодромов, 40 вертолетных площадок, 30 площадок для авиахимработ.
Основными количественными параметрами, на основании которых будет производиться оценка эффективности реализации Концепции являются:
· Количество аэродромов малой авиации
· Количество вертодромов
· Количество вертолетных посадочных площадок
· Количество площадок для авиационных химических работ
· Количество эксплутантов малой авиации
· Количество зарегистрированных воздушных судов малой авиации
· Количества воздушных судов малой авиации выпускаемых предприятиями Республики Татарстан
· Количество перевезенных пассажиров на местных воздушных линиях
Государственным заказчиком программы выступит Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан. Разработчик программы будет определяться на конкурсной основе в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 2005 г. №94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Источник: BizavNews