Концепции развития малой авиации в Республике Татарстан на период до 2015 года

Сегодня в Казане пройдет расширенная коллегия Минтранса Республики Татарстан

Концепция основана на положении о том, что развитие малой авиации должно соответствовать возрастающим потребностям населения и российской экономики в воздушных перевозках и авиационных работах, повышению уровня вовлеченности Республики Татарстан в российский рынок товаров и услуг, в том числе рынки авиаперевозок и аэропортового обслуживания.

 

Малая авиация  - воздушные суда в размерности АП-23 и АП 27/29:  - воздушные суда в размерности АП-23 и АП 27/29:

·        самолёты с максимальным взлётным весом от 495 кгс до 8 600 кгс и числом пассажиров не более 19 человек;

·        вертолёты с максимальным взлётным весом от 495 кгс до 4 500 кгс;

·        беспилотный летательный аппарат с максимальным взлётным весом до 8600 кг;

·        двигатели, агрегаты, бортовое оборудование и другие компоненты перечисленных выше воздушных судов;

а также наземная инфраструктура (аэродромы, аэропортовые комплексы, авиационно-техническая база), региональные центры и объекты системы организации воздушного движения применительно к малой авиации.

Целями государственной политики по развитию малой авиации в Республике Татарстан в рамках данной Концепции являются:

·        реализация задач транспортной стратегии Российской Федерации в части развития малой авиации;

·        удовлетворение спроса населения и хозяйствующих субъектов на авиационную деятельность малой авиации. Повышение эффективности малой авиации за счет рентабельности, оптимизации, унификации и обеспечения безопасности полетов в результате переоснащения авиапарка современными летательными аппаратами отечественного и иностранного производства;

·        развитие объектов наземной инфраструктуры (аэродромов, вертодромов, площадок, аэропортов, топливно-заправочных комплексов, центров (технопарков) технического обслуживания летательных аппаратов) в увязке с перспективой развития транспортной системы Республики Татарстан для эффективного обслуживания спроса населения и хозяйствующих субъектов на авиаперевозки, авиа работы и иные задачи;

·        развитие современной и эффективной авиационной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике

·        повышение конкурентоспособности воздушного транспорта Республики Татарстан и реализация транзитного потенциала республики;

·        обеспечение безопасной работы всех структур малой авиации. Достижение уровня безопасности полетов, соответствующего мировому уровню за счет применения комплексных профилактических мероприятий для минимизации авиационных происшествий на летательных аппаратах малой авиации;

·        обеспечение превентивных мер защиты от терроризма и диверсий в сфере малой авиации. Обеспечение состояния защищенности малой авиации от актов незаконного вмешательства в ее деятельность;

·        развитие малой авиации на основе достижений научно-технического прогресса.

·        улучшение инвестиционного климата и развитие рыночных отношений на воздушном транспорте;

·        внесение в установленном порядке предложений по совершенствованию законодательной базы воздушного транспорта

При реализации вышеперечисленных целей в приоритетном порядке необходимо обеспечивать:

·       удовлетворение потребностей населения и экономики в воздушных перевозках и авиационных работах за счет создания инфраструктурных условий для развития малой авиации, повышения ее конкурентоспособности, в том числе с использованием транзитного потенциала республики;

·        гарантию ответственности государства за обеспечение государственных интересов в области национальной безопасности, включая готовность к чрезвычайным ситуациям в части инфраструктуры малой авиации, безопасности полетов и авиационной безопасности, путем сохранения и восстановления местных и межрегиональных авиатранспортных связей.

Реализация целей с учетом ранее определенных основных проблем отрасли предполагает решение следующих задач:

1. Формирование перечня аэродромов, обеспечивающих функциональную эффективность аэродромной сети, стратегическое единство и неразрывность авиационных связей на всей территории республики с учетом программы социально-экономического развития Республики Татарстан.

2.      Разработка фундаментальных и прикладных научных разработок и технических предложений по определению приоритетов и механизмов государственной поддержки малой авиации, развитию парка летательных аппаратов и авиадвигателей, объектов авиатранспортной инфраструктуры, обеспечению безопасного функционирования малой авиации.

3.      Обновление состава парка летательных аппаратов малой авиации и расширение его типоразмерного ряда для эффективного удовлетворения спроса юридических и физических лиц. Развитие малой авиации в соответствии с задачами социально-экономического развития Республики Татарстан;

4.      Восстановление сети региональных аэродромов, вертодромов (в т.ч. гидроаэродромов), взлетно-посадочных полос, авиационных площадок, обеспечивающих функционирование малой авиации. Возобновление регулярных разноплановых полетов летательных аппаратов малой авиации. Выполнение социальных и иных задач в ходе деятельности малой авиации;

5.      Реконструкция и техническое перевооружение объектов наземной инфраструктуры на территории Республики Татарстан. Внедрение современных технологий и новых типов наземной техники. Формирование технопарков – сети центров технического обслуживания летательных аппаратов малой авиации;

6.      Оптимизация затрат государства на модернизацию и развитие аэродромной инфраструктуры с использованием механизма государственно-частного партнерства.

7.      Совершенствование управления активами наземной инфраструктуры региональных аэродромов Республики Татарстан.

8.      Разработка механизма привлечения средств федерального бюджета, средств бюджета Республики Татарстан, внебюджетных средств и средств инвесторов для решения задач социально-экономического развития Республики Татарстан на основе развития малой авиации, за счет совершенствования управления имуществом, находящимся в государственной собственности.

9.      Создание условий заинтересованности научно-исследовательских и научно-производственных организаций в решении вопросов развития малой авиации.

10. Формирование эффективных механизмов сохранения и развития местных социально значимых авиационных перевозок.

11. Совершенствование системы обеспечения безопасного функционирования малой авиации на основе обеспечения безопасности полетов и авиационной безопасности в соответствии с современными международными стандартами и правилами, а также особенностями местных условий;

12.    Проведение комплексных мероприятий по предотвращению террористических актов с применением летательных аппаратов малой авиации.

13.    Оказание содействия в совершенствовании системы подготовки летного и технического персонала для малой авиации, в развитии системы первоначального обучения пилотов-любителей;

 

В настоящее время Аппаратом Комитета Совета Федерации по обороне проводится работа, в рамках которой планируется внесение в Государственную Думу Российской Федерации законопроекта «О развитии малой авиации в Российской Федерации». В нем предусматривается:

·        внесение изменений и дополнений в нормативные правовые акты по обеспечению функционирования малой авиации в России – в первую очередь в Воздушный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты;

·        обеспечение развития малой авиации в соответствии с решением органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти;

·        принятие Целевых региональных программ развития малой авиации.

Так же необходимо отметить опыт российских регионов в ряде которых уже приняты и действуют программы (концепции) развития малой авиации. К таким регионам относятся:

·         г. Москва и Московская область;

·         Самарская область;

·         Ульяновская область;

·         Пермский край;

·         Новосибирская область;

·         Красноярский край.

В ряде остальных регионов ведется разработка аналогичных программ (Концепций).

Областями применения малой авиации являются:

         перевозки на МВЛ

         корпоративные перевозки

         аэротакси/VIP-чартер

         распределение веществ (авиахимработы)

         борьба с пожарами

         патрулирование ЛЭП, газо-и нефтепроводов

         разведка рыбы

         экологический мониторинг

         обучение пилотированию

         авиационный спорт

         авиационная доставка тяжело больных (Санавиация)

При формировании целевой программы будет проведен мониторинг спроса на данные виды услуг малой авиации

Потенциальными потребителями услуг малой авиации являются:

1.     Предприятия сельскохозяйственной отрасли

2.      Геодезические организации

3.      Землеустроительные организации

4.      Экологические службы

5.      Подразделения МЧС

6.      Туристические фирмы

7.      Медицина

8.      Силовые структуры

9.      Администрации всех уровней

10.                        Юридические и физические лица

 

В настоящее время в Республике Татарстан уже имеются производственные базы, как крупные предприятия авиастроения (КАПО, КВЗ, КМПО и др.) так и предприятия среднего бизнеса (ООО «Фирма МВЕН» и др.)

Потенциальными инвесторами развития производственных баз, аэродромной инфраструктуры выступают предприятия-производители авиационной техники, предприятия-эксплуатанты малой авиации, юридические и физические лица.

 

Осуществление мероприятий по развитию малой авиации предполагается в течение 7 лет и планируется на период с 2009 по 2015 годы.

Этапы решения проблемы:

I этап (2009 – 2011 годы): предлагается начать восстановление эксплуатационной пригодности аэродромов малой авиации, в первую очередь тех, которые находятся в критическом состоянии, главное внимание обратив на аэродромы, требующие восстановления эксплуатационного состояния искусственных аэродромных покрытий, а также зданий, инженерных сооружений и систем, систем энергоснабжения, связи, РСТО, метеооборудования, поискового и аварийно-спасательного оборудования в объемах, обеспечивающих выполнение полетов на аэродромах, а также начать реконструкцию существующих и строительство новых вертодромов, вертолетных площадок, площадок авиахимработ. Разработка и производство образцов авиационной техники для малой авиации и комплектующих изделий к ним.

II этап (2011 – 2015 годы): предполагается завершить восстановление эксплуатационной пригодности аэродромов малой авиации, основное внимание обратив на развитие (реконструкцию и техническое перевооружение) аэродромов. Выполнение работ по дальнейшему развитию сети вертодромов, вертолетных площадок и площадок для авиахимработ. Серийное производство летательных аппаратов малой авиации и комплектующих изделий.

Мероприятия на каждом из этапов направлены, в первую очередь, на сохранение и восстановление существующей аэродромной сети малой авиации, и ее дальнейшее развитие. Степень реализации вышеуказанных мероприятий зависит от объема выделяемых и привлеченных финансовых ресурсов.

На первом этапе проведения мероприятий предусматривается восстановление эксплуатационной пригодности и проведение реконструкции 10 аэродромов малой авиации, проведение реконструкции и строительства 7 вертодромов, 20 вертолетных площадок и 20 площадок для авиахимработ, в том числе:

- восстановление и развитие комплекса сооружений аэродромов, вертолетных площадок и площадок для авиахимработ, в том числе искусственных покрытий;

- приобретение оборудования и инструментов для текущего ремонта покрытий аэродромов;

- приобретение техники и оборудования для содержания летных полей (уборочная техника);

- замена и реконструкция светосистем;

- замена и реконструкция оборудования метеообеспечения полетов;

- замена и дооснащение радиотехническими средствами обеспечения полетов (РТО);

- оснащение дополнительным оборудованием и техникой служб поискового аварийно-спасательного обеспечения и строительство аварийно-спасательных станций;

- реконструкция объектов электроснабжения и системы аварийного энергообеспечения объектов аэродромов;

- мероприятия по антитеррористической защищенности;

Предусматривается доведение технического и эксплуатационного состояния аэродромов, вертодромов, вертолетных площадок и площадок для авиахимработ до нормативных показателей.

На втором этапе – предусматривается реконструкция и техническое перевооружение 6 аэродромов малой авиации, 8 вертодромов, 40 вертолетных площадок, 30 площадок для авиахимработ.

Основными количественными параметрами, на основании которых будет производиться оценка эффективности реализации Концепции являются:

·        Количество аэродромов малой авиации

·        Количество вертодромов

·        Количество вертолетных посадочных площадок

·        Количество площадок для авиационных химических работ

·        Количество эксплутантов малой авиации

·        Количество зарегистрированных воздушных судов малой авиации

·        Количества воздушных судов малой авиации выпускаемых предприятиями Республики Татарстан

·        Количество перевезенных пассажиров на местных воздушных линиях

Государственным заказчиком программы выступит Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан. Разработчик программы будет определяться на конкурсной основе в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 2005 г. №94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Источник: BizavNews