Развитие малой авиации в республике - стратегическая задача. Такой вывод можно было сделать на расширенном заседании коллегии Министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ.
Для начала - что такое сегодня бурно развивающаяся малая авиация?
Это воздушные суда с максимальным взлетным весом от 495 до 8600 кг и числом пассажиров не более 19 человек, а также вертолеты с максимальным взлетным весом от 495 до 4500 кг, да еще и беспилотные летательные аппараты с максимальным взлетным весом. Плюс обширная наземная инфраструктура.
По словам первого заместителя Минтранса РТ Павла Чернова, малая авиация востребована самой жизнью. Это и корпоративные перевозки, и аэротакси, и авиахимработы, и борьба с пожарами, и патрулирование ЛЭП, газо- и нефтепроводов, и экологический мониторинг, и спорт, и санавиация, и туризм, и мониторинг на дорогах, и много чего еще. Но, к великому сожалению, этот вид авиации (сам термин "малая авиация" пока еще в нашей стране довольно расплывчат) в России совершенно не развит. Впрочем, при достаточно большом (по российским меркам) количестве летательных аппаратов.
По словам министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Ильдуса Фасхутдинова, перспективы у малой авиации огромные, но исполненные терний. И дело не только в том, что остро нужны соответствующие аэродромы ("Большинство имевшихся в советское время аэродромов утеряны"), но и в отсутствии законодательной базы: "По сути, что такое малая авиация? Это уведомительный порядок на вылет: взял и полетел, не запрашивая специального разрешения на вылет у многочисленных высоких служб. Сегодня взлететь - целый набор проблем". Если у спецавиации (МВД, МЧС, пожарные) таких "закавык” нет (разве что проблема оборудованных площадок), то куда деваться частнику? Впрочем, и "спецслужбам" остро недостает оборудованных площадок.
Далее.
По словам первого заместителя Минтранса РТ Павла Чернова, малая авиация востребована самой жизнью. Это и корпоративные перевозки, и аэротакси, и авиахимработы, и борьба с пожарами, и патрулирование ЛЭП, газо- и нефтепроводов, и экологический мониторинг, и спорт, и санавиация, и туризм, и мониторинг на дорогах, и много чего еще. Но, к великому сожалению, этот вид авиации (сам термин "малая авиация" пока еще в нашей стране довольно расплывчат) в России совершенно не развит. Впрочем, при достаточно большом (по российским меркам) количестве летательных аппаратов.
По словам министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Ильдуса Фасхутдинова, перспективы у малой авиации огромные, но исполненные терний. И дело не только в том, что остро нужны соответствующие аэродромы ("Большинство имевшихся в советское время аэродромов утеряны"), но и в отсутствии законодательной базы: "По сути, что такое малая авиация? Это уведомительный порядок на вылет: взял и полетел, не запрашивая специального разрешения на вылет у многочисленных высоких служб. Сегодня взлететь - целый набор проблем". Если у спецавиации (МВД, МЧС, пожарные) таких "закавык” нет (разве что проблема оборудованных площадок), то куда деваться частнику? Впрочем, и "спецслужбам" остро недостает оборудованных площадок.
Далее.
Да, сегодня в республике зарегистрировано 70 легких самолетов и вертолетов, как правило, частных (а в скором будущем их число возрастет до 1000), но вот будет ли массовый легкий самолет (своего рода авиатакси) для населения? По словам министра, пока о такой машине говорить трудно, но "есть масса отличных разработок, в том числе и у нас в республике".
Отдельный вопрос - обучение пилотов малой авиации.
Отдельный вопрос - обучение пилотов малой авиации.
В Казани действуют Центр по сертификации полетов и Авиационный учебный центр. Но надо создать необходимые предпосылки для их развития.
Дополнительный вопрос - чтобы диспетчеры могли наблюдать за малоразмерным воздушным судном на протяжении всего полета. Значит, малые воздушные суда надо дооснастить техническим и радионавигационным оборудованием.
По словам руководителя Татарского межрегионального управления воздушного транспорта Росавиации Шавката Умарова, "наша задача - удержать развивающуюся легкую авиацию в руках, не дать всему этому расползтись". "А сколько раньше перевозила людей региональная авиация!" - добавил Шавкат Абдулхаевич... Межрегиональные перевозки были другой важной темой совещания. Ведь сегодня сложилась парадоксальная ситуация. Чтобы казанцу долететь до Перми, сначала требуется добраться до Москвы. Сегодня в республике, благодаря муниципальным властям, действует единственный аэродром региональной авиации - в Мензелинске. А вот доставить пассажиров в другие районы Татарстана у авиаторов нет возможности.
В Татарстане создана "Концепция развития малой авиации в РТ на период до 2015 года". В столь серьезном документе обговариваются и создание специальной рабочей группы, и сотрудничество с военными, и обеспечение безопасности полетов, и подготовка летно-технического состава. Но, пожалуй, в первую очередь это создание в республике аэродромов, необходимых, чтобы обеспечить хотя бы минимальную инфраструктуру для полетов машин малой авиации. "Я, прежде всего, обращаюсь к главам муниципальных образований, где мы предполагаем возвести или реконструировать площадки для малой авиации, а по инвентаризации у нас их 23 (в первую очередь планируется восстановить и пустить в действие аэродромы в Болгаре, Актаныше, Мензелинске, Нурлате, Сарманове, Чистополе), чтобы совместно решить вопрос об их будущем. Мы, конечно, должны расширять их количество, но это хотя бы для начала. Оборудование хотя бы минимально необходимое: полоса, радиомаяковый привод, оборудование для заправки и хоть минимального осмотра судна", - сказал Павел Чернов.
Словом, спрос на услуги малой авиации велик. Вопрос в том, что к этому вопросу необходимо, без преуменьшения, трепетное отношение. А необходимость в "маленьких самолетах", похоже, стала понятна всем.
Дополнительный вопрос - чтобы диспетчеры могли наблюдать за малоразмерным воздушным судном на протяжении всего полета. Значит, малые воздушные суда надо дооснастить техническим и радионавигационным оборудованием.
По словам руководителя Татарского межрегионального управления воздушного транспорта Росавиации Шавката Умарова, "наша задача - удержать развивающуюся легкую авиацию в руках, не дать всему этому расползтись". "А сколько раньше перевозила людей региональная авиация!" - добавил Шавкат Абдулхаевич... Межрегиональные перевозки были другой важной темой совещания. Ведь сегодня сложилась парадоксальная ситуация. Чтобы казанцу долететь до Перми, сначала требуется добраться до Москвы. Сегодня в республике, благодаря муниципальным властям, действует единственный аэродром региональной авиации - в Мензелинске. А вот доставить пассажиров в другие районы Татарстана у авиаторов нет возможности.
В Татарстане создана "Концепция развития малой авиации в РТ на период до 2015 года". В столь серьезном документе обговариваются и создание специальной рабочей группы, и сотрудничество с военными, и обеспечение безопасности полетов, и подготовка летно-технического состава. Но, пожалуй, в первую очередь это создание в республике аэродромов, необходимых, чтобы обеспечить хотя бы минимальную инфраструктуру для полетов машин малой авиации. "Я, прежде всего, обращаюсь к главам муниципальных образований, где мы предполагаем возвести или реконструировать площадки для малой авиации, а по инвентаризации у нас их 23 (в первую очередь планируется восстановить и пустить в действие аэродромы в Болгаре, Актаныше, Мензелинске, Нурлате, Сарманове, Чистополе), чтобы совместно решить вопрос об их будущем. Мы, конечно, должны расширять их количество, но это хотя бы для начала. Оборудование хотя бы минимально необходимое: полоса, радиомаяковый привод, оборудование для заправки и хоть минимального осмотра судна", - сказал Павел Чернов.
Словом, спрос на услуги малой авиации велик. Вопрос в том, что к этому вопросу необходимо, без преуменьшения, трепетное отношение. А необходимость в "маленьких самолетах", похоже, стала понятна всем.
Источник: Время и Деньги