Концепция на взлет

Татарстан намерен со следующего года приступить к реализации семилетней программы развития малой авиации, концепцию которой Министерство транспорта и дорожного хозяйства Татарстана представило во вторник.

Татарстан намерен со следующего года приступить к реализации семилетней программы развития малой авиации, концепцию которой Министерство транспорта и дорожного хозяйства Татарстана представило во вторник. Предполагается, что она будет воплощаться на условиях государственно-частного партнерства, однако сумма планируемых инвестиций пока не подсчитана. Участники рынка полагают, что когда эта цифра станет известна, Миндортранс усомнится в целесообразности программы — капремонт только одного аэродрома стоит 30-50 млн руб., и эти вложения вряд ли окупятся.

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Татарстана на заседании коллегии во вторник представило Концепцию развития малой авиации в Татарстане на период до 2015 года с целью увеличения авиаперевозок и аэропортового обслуживания.


Ъ  На начало текущего года Татарстанским управлением государственного авиационного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта были зарегистрированы 17 частных авиапредприятий, семь из которых обладали коммерческим сертификатом. Крупнейшими участниками рынка являются «Казанское авиапредприятие», которое, по неофициальным сведениям, занимает более 50% рынка, «Тулпар Эйр» (25-30%) и «Бугульминское авиапредприятие» (10-15%). Общий оборот компаний малой авиации не называется, однако, по данным АК «Тулпар», ее выручка от этого вида бизнеса достигает 80 млн руб. в год. На сегодняшний день компании Татарстана располагают 70 судами малой авиации — максимальным взлетным весом от 495 кг до 8,6 т и числом пассажиров не более 19 человек, беспилотными летательными аппаратами, в том числе дельталетами «Меридиан» и «Химик», самолетами «Бекас», «Фермер», Л-13, турболетом Л-410, гидросамолетом Че-22, вертолетами Bell и Robinson.


Согласно концепции, в ближайшие три года в республике планируется восстановить эксплуатационную пригодность 10 аэродромов малой авиации, реконструировать и построить семь вертодромов, 20 вертолетных площадок и 20 площадок для авиахимработ. В дальнейшем предполагается завершить восстановление эксплуатационной пригодности аэродромов и таким образом создать их региональную сеть. В результате в нее, кроме ныне действующих аэродромов Бугульмы, Куркачей, Балтасей и Мензелинска и международных аэропортов «Казань» и «Бегишево», войдут как минимум пять аэродромов в райцентрах Актаныш, Болгар, Нурлат, Чистополь, Сарманово и Буинск. Кроме того, планируется построить и отремонтировать несколько десятков вертолетных площадок, в том числе 13 вдоль трассы М-7 для оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим при ДТП.

Ожидается, что объем инвестиций в развитие малой авиации будет определен не ранее 2009 года — после формирования программы, заказ на разработку которой планируется разместить на условиях конкурса.

Участники рынка считают, что из-за «запущенности проблемы» стоимость программы может превысить несколько сот млн рублей. По данным председателя совета директоров «Казанского авиапредприятия» Магомеда Закаржаева, на капремонт только одной полосы аэродрома требуется от 30 до 50 млн руб. При этом он уверен, что эти вложения не окупятся — себестоимость полета 15-местного Л410 от Казани до Нурлат составляет 40 тыс. руб., а билеты на этот маршрут будут иметь спрос при цене не более 500 руб. Таким образом, выручка рейса не превысит 7,5 тыс. руб., отмечает господин Закаржаев. По его мнению, обслуживание подобных рейсов невозможно без государственных дотаций, однако, по его данным, ни в российском, ни в республиканском бюджетах средства на развитие малой авиации не заложены. Кроме того, он считает, что на исполнение всех пунктов программы, заявленных в концепции, понадобится не семь, а 10-15 лет — финансовый кризис отодвинет начало реализации проектов на полтора-два года. «Сама концепция хорошая, но в ней нет расчетов. Как только они будут проведены, появятся большие сомнения в целесообразности программы», — резюмировал Магомед Закаржаев. В то же время он сообщил, что «Казанское авиапредприятие» уже инвестировало в ремонт ангаров, тепло- и газоснабжения на своем базовом аэродроме в Куркачах около восьми млн руб. и планирует затратить около 100 млн руб. на строительство дополнительных ангаров и приобретение земли в долгосрочную аренду.

Председатель совета директоров АК «Тулпар» Азат Хаким также пессимистично оценивает перспективы программы. Если малая авиация будет развиваться, то, скорее, вопреки авиационным властям, а не с их помощью, считает он. По мнению господина Хакима, «существующие предприятия малой авиации вполне покрывают потребности рынка Татарстана и даже работают за пределами республики».

Источник: Коммерсант Казань

Автор: Лилия Мухаметгалеева, Полина Иванова