О новом проекте Федеральных правил использования воздушного пространства России

Концепция ФП ИВП предусматривает классификацию воздушного пространства с учетом Стандартов и рекомендуемой практики ИКАО (Приложение 11 к Чикагской Конвенции). Структура документа в новой редакции разработана в соответствии ВК РФ.

Концепция ФП ИВП предусматривает классификацию воздушного пространства с учетом Стандартов и рекомендуемой практики ИКАО (Приложение 11 к Чикагской Конвенции). Структура документа в новой редакции разработана в соответствии ВК РФ.

Таким образом, в Российской Федерации могут устанавливаться следующие классы воздушного пространства: А, В, С, D, E, F, G.

Класс A. Разрешаются только полеты по ППП. Все воздушные суда (BC) обеспечиваются диспетчерским обслуживанием и эшелонируются. Все полеты выполняются при наличии диспетчерского разрешения.

Класс B. Разрешаются полеты по ППП и ПВП. Все ВС обеспечиваются диспетчерским обслуживанием и эшелонируются. Все полеты выполняются при наличии диспетчерского разрешения.

Класс C. Разрешаются полеты по ППП и ПВП. Все ВС обеспечиваются диспетчерским обслуживанием. ВС, выполняющие полеты по ППП, эшелонируются относительно других ВС, выполняющих полеты по ППП и ПВП. ВС, выполняющие полеты по ПВП, эшелонируются относительно ВС, выполняющих полеты по ППП, и получают информацию о движении в отношении других ВС, выполняющих полеты по ПВП. Все полеты выполняются при наличии диспетчерского разрешения.

Класс D. Разрешаются полеты по ППП и ПВП. Все ВС обеспечиваются диспетчерским обслуживанием. ВС, выполняющие полеты по ППП, эшелонируются относительно других ВС, выполняющих полеты по ППП, и получают информацию о движении в отношении ВС, выполняющих полеты по ПВП. ВС, выполняющие полеты по ПВП, получают информацию о движении в отношении всех других ВС. Все полеты выполняются при наличии диспетчерского разрешения.

Класс E. Разрешаются полеты по ППП и ПВП. ВС, выполняющие полеты по ППП, обеспечиваются диспетчерским обслуживанием и эшелонируются относительно других ВС, выполняющих полеты по ППП. Все ВС получают, по мере возможности, информацию о движении. Полеты ВС по ППП выполняются при наличии диспетчерского разрешения. При выполнении полетов ВС по ПВП наличие диспетчерского разрешения не требуется.

Класс F. Разрешаются полеты по ППП и ПВП. Всем ВС, выполняющим полеты по ППП предоставляется консультативное обслуживание воздушного движения и по запросу всем ВС предоставляется полетно-информационное обслуживание. При выполнении всех полетов ВС наличие диспетчерского разрешения не требуется.

Класс G. Разрешаются полеты по ППП и ПВП. Все полеты по запросу обеспечиваются полетно-информационным обслуживанием. При выполнении всех полетов ВС наличие диспетчерского разрешения не требуется.

Воздушное пространство классов A, B, C, D и E относится к контролируемому воздушному пространству, а классов F и G — к неконтролируемому. Соответственно данному признаку класса определяется применение разрешительного или уведомительного порядка ИВП (рис. 1).

Уведомительный порядок ИВП — это предоставление пользователям возможности выполнения полетов без получения разрешения на использование воздушного пространства от центров ЕС ОрВД. Уведомление об использовании воздушного пространства подается в ближайший орган полетно-информационного обслуживания, в районе которого планируется деятельность по ИВП. Уведомления о начале и окончании деятельности по ИВП обязательны. Функции по полетно-информационному обслуживанию и аварийному оповещению в воздушном пространстве в пределах районов полетной информации возлагаются на органы полетно-информационного обслуживания. Ответственность за безопасность полетов при осуществлении деятельности в условиях уведомительного порядка ИВП возлагается на командира ВС.

В соответствии со Стандартами и Рекомендуемой практикой ИКАО определены требования к полетам в пределах воздушного пространства каждого класса, сгруппированные в шесть основных категорий:

— применение правил полетов по приборам и (или) правил визуальных полетов;

— необходимость обеспечения эшелонирования ВС;

— вид обслуживания воздушного движения, предоставляемого ВС;

— необходимость получения диспетчерского разрешения;

— наличие ограничений (скорость, видимость, минимальное расстояние от облачности);

— необходимость наличия двухсторонней радиосвязи.

Согласно принятой классификации, воздушное пространство класса В рассматривается как предъявляющее менее жесткие требования, чем воздушное пространство класса А, воздушное пространство класса С — как предъявляющее менее жесткие требования, чем воздушное пространство класса В и т.д. Следует учитывать, что в связи с особенностями ИВП РФ требования, предъявляемые к полетам ВС в классах воздушного пространства, могут изменяться в порядке, установленном Минтрансом.

Приведенные выше классы в воздушном пространстве России в соответствии с ФП ИВП могут быть установлены, но это не означает, что все семь классов обязательно должны присутствовать в общей структуре воздушного пространства. Их количество и непосредственные параметры будут устанавливаться нормативным правовым актом Министерства транспорта (приказом, согласованным с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти). Данный проект Приказа Минтранса «О классификации воздушного пространства Российской Федерации» уже подготовлен и дорабатывается с учетом поступающих предложений. Поскольку этот акт полностью базируется на ФП ИВП, то будет издан только после выхода новых Федеральных правил.

В приказе Минтранса закреплены три основных нормы: дата установления классификации воздушного пространства РФ; классы, устанавливаемые в воздушном пространстве РФ и критерии их установления; требования, предъявляемые к полетам ВС в пределах воздушного пространства каждого класса.

Росаэронавигация предлагает ввести посредством данного приказа всего три класса (рис. 2). Класс A устанавливается от эшелона 8100 м и выше, в том числе на воздушных трассах, спрямленных воздушных трассах, маршрутах зональной навигации. Требования, предъявляемые к полетам ВС в воздушном пространстве класса А:

— разрешаются только полеты по ППП;

— все ВС обеспечиваются диспетчерским обслуживанием и эшелонируются;

— все полеты выполняются при наличии диспетчерского разрешения;

— отсутствуют ограничения по видимости, расстоянию до облаков, скорости полета;

— обязательно наличие постоянной двухсторонней радиосвязи с органом ОВД. Воздушное пространство класса А является контролируемым воздушным пространством.

Класс С устанавливается от эшелона 8100 м и ниже, в том числе на воздушных трассах, спрямленных воздушных трассах, маршрутах зональной навигации, коридорах входа (выхода) на воздушные трассы, в районах аэродромов (аэроузлов), коридорах подхода, зонах взлета и посадки. К полетам воздушных судов в воздушном пространстве класса С предъявляется следующие требования:

— разрешаются полеты по правилам полетов по приборам и правилам визуальных полетов;

— все ВС обеспечиваются диспетчерским обслуживанием;

— ВС, выполняющие полеты по правилам полетов по приборам, эшелонируются относительно всех других ВС, выполняющих полеты по правилам полетов по приборам и правилам визуальных полетов;

— ВС, выполняющие полеты по правилам визуальных полетов, эшелонируются только относительно ВС, выполняющих полеты по ППП, и получают информацию о движении в отношении других ВС, выполняющих полеты по ПВП;

— все полеты выполняются при наличии диспетчерского разрешения;

— ограничение по скорости полета при выполнении полетов ВС по ППП не применяется;

— полеты ВС по ПВП разрешаются со скоростью не более 450 км/ч на эшелонах ниже 3000 м;

— обязательно наличие постоянной двухсторонней радиосвязи с органом ОВД. Воздушное пространство класса С является контролируемым воздушным пространством.

Класс G устанавливается в воздушном пространстве, где не устанавливаются классы воздушного пространства А и С. К полетам ВС в воздушном пространстве класса G предъявляется следующие требования:

— разрешаются полеты по ППП и ПВП;

— эшелонирование ВС не производится;

— все полеты по запросу обеспечиваются полетно-информационным обслуживанием;

— при выполнении полетов ВС наличие диспетчерского разрешения не требуется;

— полеты ВС разрешаются со скоростью не более 450 км/ч на эшелонах ниже 3000 м;

— при выполнении полетов ВС по ППП наличие постоянной двухсторонней радиосвязи с органом ОВД обязательно;

— при выполнении полетов ВС по ПВП наличие постоянной двухсторонней радиосвязи с органом ОВД не требуется. Воздушное пространство класса G является неконтролируемым воздушным пространством.

Требования к полетам в указанных классах будут также распространяться и на иные элементы структуры воздушного пространства. В настоящее время ФАНС провел совместную работу с территориальными органами Росаэронавигации, с филиалами Госкорпорации ОрВД по выработке ими предложений в данном контексте классификации. Все поступившие предложения проанализированы. Предположительно, воздушное пространство, где будет возможно летать уведомительным порядком, планируется установить до высоты нижнего эшелона — 900 м. Но это не догма, есть ряд предложений увеличить верхнюю границу до высоты 1500 м и даже до более высоких отметок, особенно в районах с низкой интенсивностью полетов.

В ходе подготовки проекта ФП ИВП от представителей АОН были получены 12 поправок. Росаэронавигацией учтены следующие поправки: по установлению классификации воздушного пространства; по порядку уведомления деятельности по использованию неконтролируемого воздушного пространства; исключены ряд норм, ограничивающих деятельность пользователей ИВП при уведомительном порядке его использования. Однако, не учтена, например, такая поправка, как упразднение местных воздушных линий. По мнению Росаэронавигации, исключение из проекта ФП ИВП норм, регламентирующих организацию и установление местных воздушных линий, преждевременно. Сегодня в России существует порядка 1900 МВЛ, которые установлены в интересах соответствующих пользователей воздушного пространства и эксплуатируются с той или иной интенсивностью. Упразднять МВЛ необходимо после установления уведомительного порядка ИВП поэтапно, с учетом оптимизации воздушного пространства ниже нижнего эшелона. Если где-то будет целесообразно упразднить МВЛ, т.е. если эти «треки» не используются и мешают свободным полетам, то это должно осуществляться в порядке, установленном ФП ИВП, посредством исключения конкретных МВЛ как элементов структуры воздушного пространства из Перечней местных воздушных линий.

По материалам доклада Анатолия Аксенова (Росаэронавигация)