В рамках проведения последнего Госсовета, посвященного развитию национальной конкурентоспособности, президент России Дмитрий Медведев говорил о сложной ситуации, сложившейся в стране на рынках авиационных перевозок, и о важности создания инфраструктуры транспортной доступности.
В рамках проведения последнего Госсовета, посвященного развитию национальной конкурентоспособности, президент России Дмитрий Медведев говорил о сложной ситуации, сложившейся в стране на рынках авиационных перевозок, и о важности создания инфраструктуры транспортной доступности. На вопросы корреспондента "Российской газеты", касающиеся проблем региональных и местных перевозок, отвечает генеральный директор авиакомпании "Регион-Авиа", член Экспертного совета Комитета Государственной Думы по транспорту Денис Павшинский.
Российская газета: Денис Игоревич, по роду своей работы я часто бываю в отдаленных районах Севера России. И могу сказать, что лет 20 назад путешествовать было гораздо проще - можно было долететь из любого более-менее крупного города до другого в том же регионе. Сейчас же практически все местные и региональные авиамаршруты закрыты...
Денис Павшинский: Вы правы, с распадом Советского Союза приказала долго жить инфраструктура региональных и местных перевозок. Если в конце 80-х годов в РСФСР было более 1000 действующих аэропортов, то сейчас в России их около 300. В то время внутри нашей страны летало 100 млн человек в год, а сейчас около 20 млн. Получается парадокс - экономика России в последние годы заметно выросла, а летать стали в 5 раз меньше.
РГ: В чем причины?
Павшинский: Их несколько. Про резкое сокращение аэропортовой сети я уже говорил. Отмена дотаций в 1991-1992 годах сократила объем перевозок на местных и региональных линиях в 46 раз. Аэрофлот распался, и бесплатный флот растащили по местным авиакомпаниям, в то время их количество составляло немыслимую цифру - около 400! Ни об экономической эффективности, ни о качестве перевозок речь тогда не шла, ведь многие так называемые авиакомпании имели по одному самолету и прекращали свое существование по мере выбытия техники. Сегодня в России осталось около 150 авиакомпаний, что также много для емкости рынка. Большинство из них летают в регионах лишь на субсидии.
РГ: А могут ли местные и региональные авиакомпании существовать без субсидий?
Павшинский: Ответ: и да и нет. Эффективная авиакомпания с современным флотом и грамотной маршрутной сетью однозначно может. С другой стороны, для перевозчиков, работающих в удаленных территориях России, малозагруженные местные маршруты без субсидий по определению будут убыточными.
И здесь встает проблема социальной защищенности людей, проживающих в отдаленных районах. Ведь по статье 27 Конституции РФ государство берет на себя гарантии по свободе передвижения граждан. Их реализация прежде всего демонстрирует социальную ответственность власти перед гражданами страны, а также приносит экономическую выгоду от развитой транспортной инфраструктуры. Затраты на ее создание являются государственной инвестицией в развитие регионов, нивелируют объективные неравенства различных территорий и, что очень важно, объединяют государство.
РГ: Тогда что делать тем, кто летает внутри России без субсидий?
Павшинский: Прежде всего концентрировать свою работу вокруг новых крупных авиаузлов (хабов). Я имею в виду Концепцию развития аэродромной (аэропортовой) сети гражданской авиации, одобренную минтрансом, согласно которой в России будут сформированы 11 международных авиаузлов.
Основным источником дохода крупного аэропорта является стабильно растущий пассажиропоток. Однако, если ориентироваться лишь на жителей города, где будет реализовываться данная концепция, это значительно ограничит эффективность и окупаемость инвестиций. Поэтому необходимо создавать вокруг хабов маршрутные сети так называемых фидерных авиакомпаний, которые специализируются на подвозе пассажиров для магистральных и международных перевозчиков. Последним в перспективе будет выгодно интегрироваться с наиболее успешными региональными перевозчиками.
Сценарии интеграции могут быть самые разные - от партнерских программ и альянсов до поглощений. Наша авиакомпания "Регион-Авиа" реализует эту стратегию уже три года. Мы видим себя в качестве основного фидерного перевозчика, который заполнит данную нишу и возродит многие закрытые межрегиональные маршруты. (Подробнее о работе и планах компании "Регион-Авиа" - в следующем интервью с Денисом Павшинским. - Прим. ред.)
РГ: Какую другую поддержку может оказать государство авиакомпаниям помимо субсидий?
Павшинский: Важно отметить, что в последнее время государство заняло активную позицию по развитию внутренних авиаперевозок: реконструируется аэродромная сеть, оказывается поддержка российскому авиапрому. С другой стороны, задерживаются решения по принципиальным моментам в области законодательства и регулирования отрасли. Приведу несколько примеров. Не так давно было вновь официально заявлено о том, что таможенные пошлины на импорт самолетов вместимостью до 50 мест будут отменены. Кроме того, в правительстве РФ утвержден план по предоставлению авиакомпаниям отсрочки уплаты таможенных платежей на срок до 6 месяцев в отношении ввозимых иностранных воздушных судов с освобождением от необходимости внесения обеспечения по их уплате. Однако ни по той, ни по другой инициативе на сегодняшний день окончательных решений так и не принято. Для авиакомпаний, которые в это непростое время запланировали обновление и модернизацию флота, определенность в подобных вопросах крайне важна.
РГ: А если мы поставим вопрос более широко: должно ли государство поддерживать авиакомпании в период кризиса?
Павшинский: Безусловно, это основная тема сегодняшнего дня. Без разумной помощи государства не обойтись. Сейчас мы наблюдаем банкротство ряда авиакомпаний. В какой-то степени это связано с объективными причинами, например, с ростом цен на керосин, увеличением стоимости кредитов. Но в основном проблемы банкротов возникли не из-за кризиса, а много лет назад, в связи с рискованной финансовой политикой и эксплуатацией экономически неэффективной техники.
Льготные государственные кредиты должны направляться не только на погашение текущих задолженностей, но и закладывать основу экономически эффективных проектов внутри компаний, которые помогут стать российским перевозчикам более устойчивыми и конкурентоспособными.
РГ: Заканчивая нашу беседу - ваша экспертная оценка на ближайшую перспективу. Как будут развиваться региональные перевозки в России?
Павшинский: Как говорится, хочешь рассмешить богов - расскажи им о своих планах. В нашей отрасли, так сложилось исторически, в основном работают романтики и оптимисты. Но выживают лишь те, которые при всей любви к небу умеют сочетать в себе прагматизм и холодный расчет. Такие авиакомпании должны стать отраслевой опорой государства, которому стратегически важно поддерживать авиацию как один из главных элементов единой транспортной системы России. И тогда можно с оптимизмом оценивать перспективы восстановления и развития рынка региональных авиаперевозок.
Источник: Российская газета