На фоне растущего рынка бизнес-авиации производители авиационной техники инициировали волну новых программ. Основной тенденцией среди традиционных игроков на рынке стало стремление уйти от узкой специализации и расширить модельный ряд в обе стороны — от легких до "дальнобойных". Подобная стратегия подвигла Embraer на разработку сразу четырех типов. Заслуженные мэтры, такие как Cessna, Gulfstream и Bombardier, годами предлагавшие лишь очередные итерации проверенных временем моделей, отваживаются на совершенно новые проекты, порой в нетипичных для себя весовых категориях. Компании, прочно зарекомендовавшие себя как поставщики поршневой техники для малой авиации, такие как Piper, Cirrus и Diamond, решили попробовать свои силы в разработке реактивных самолетов.
На фоне растущего рынка бизнес-авиации производители авиационной техники инициировали волну новых программ. Основной тенденцией среди традиционных игроков на рынке стало стремление уйти от узкой специализации и расширить модельный ряд в обе стороны — от легких до "дальнобойных". Подобная стратегия подвигла Embraer на разработку сразу четырех типов. Заслуженные мэтры, такие как Cessna, Gulfstream и Bombardier, годами предлагавшие лишь очередные итерации проверенных временем моделей, отваживаются на совершенно новые проекты, порой в нетипичных для себя весовых категориях. Компании, прочно зарекомендовавшие себя как поставщики поршневой техники для малой авиации, такие как Piper, Cirrus и Diamond, решили попробовать свои силы в разработке реактивных самолетов. Успехи старших товарищей по цеху вдохновляют неофитов бизнес-авиации на открытие новых компаний — впечатляющая статистика поставок старших коллег помогает убедить инвесторов в радужном будущем самых экстравагантных идей. Амбициозными и подчас авантюрными проектами отличается класс особо легких бизнес-джетов (VLJ). Впрочем, опыт показывает, что именно здесь финансовые риски наиболее высоки: первопроходцы Eclipse и Adam Aircraft уже успели испытать это на себе. Остаться на бумаге новым программам не грозит — от чертежа до первого полета проходит совсем немного времени. Однако до серийного производства доживают не все. Предлагаем реестр программ, заявивших о себе в текущем году.
PiperJet
В 2006 г. на конференции Американской ассоциации деловой авиации NBAA компания New Piper Aircraft объявила о планах выхода на рынок реактивных самолетов. Компания приступила к разработке самолета PiperJet, оснащенного одним установленным на киле двигателем Williams FJ44-3AP тягой в 10675 кг с цифровой электронной полнорежимной системой управления (FADEC). PiperJet рассчитан на управление одним пилотом. Кабина оборудована интегрированным навигационно-пилотажным комплексом производства компании Garmin, в состав которого входят два широкоформатных основных пилотажных дисплея, многофункциональный дисплей, система автоматического управления полетом и система курсовертикали (AHRS).
В передней части пассажирского салона установлены два одиночных кресла, в задней — четыре кресла в клубной компоновке; в середине салона может быть размещено дополнительное седьмое кресло или туалетная кабинка.
Компания обещает следующие ЛТХ: максимальная крейсерская скорость 666 км/ч, запас топлива 340 л, максимальная дальность полета 2400 км и максимальная эксплуатационная высота полета 10670 м. Самолет будет сертифицирован по требованиям FAR-23.
Первый полет PiperJet состоялся 30 июля с аэродрома компании в Веро-Бич, шт. Флорида. Начало поставок намечено на 2010 г. Цена самолета 2,199 млн долл. По информации разработчика, на начало апреля портфель заказов на PiperJet составлял 190 единиц.
Cirrus Vision SJ50
Об этом самолете, первоначально носившем имя просто "реактивный" (The-Jet), долгое время было мало что известно. Наконец, летом прошлого года на заводе в городе Дулут, шт. Миннесота, компания Cirrus Design представила макет владельцам ее поршневых моделей SR20 и SR22. Длительное ожидание себя оправдало. Самолет воплощает ту же концепцию, что и предыдущие "персональные" модели производителя, но выводит ее на новый уровень.
В передней части салона установлены два кресла. За ними расположены в ряд еще три — причем центральное кресло отодвигается назад. В хвосте находятся два откидывающихся сиденья. Cirrus Vision приспособлен под управление одним пилотом. Кабина оборудована интегрированным навигационно-пилотажным комплексом и двумя боковыми ручками управления.
Силовая установка самолета состоит из одного двигателя Williams FJ33-4A-19, расположенного над каплевидным фюзеляжем, с осью реактивной струи, ориентированной назад и вниз и проходящей через развал высокого V-образного хвостового оперения.
Планируемые ЛТХ: максимальный потолок 7620 м, максимальная крейсерская скорость 555 км/ч, дальность полета 1850 км, а также низкая скорость захода на посадку. Самолет будет сертифицирован для выполнения полетов в условиях обледенения.
Первый полет Cirrus Vision состоялся 3 июля. Сертификация запланирована на 2010 г. Цена, предположительно, составит около 1 млн долл.
Learjet 85
В октябре 2007 г. компания Bombardier объявила о начале работ по созданию новой модели в своей знаменитой линейке деловых самолетов Learjet. Это будет первый в истории деловой реактивный самолет, полностью выполненный из композиционных материалов. Производитель планирует сертифицировать его по правилам FAR-25. Размеры пассажирского салона составят 185 см в ширину, 180 см в высоту и 7,62 м в длину — этого достаточно, чтобы разместить восемь пассажиров в двойной клубной конфигурации кресел и добавить туалетную кабину в хвосте.
Максимальная крейсерская скорость двухдвигательного самолета составит 0,82М, а дальность полета с четырьмя пассажирами на борту — 5560 км. Это значит, что Learjet 85 сможет перелететь без промежуточной посадки из Лос-Анджелеса в Гонолулу или из Москвы в Касабланку.
Bombardier объявила о том, что Grob Aerospace, немецкий производитель, имеющий большой опыт создания авиационной техники из композиционных материалов, построит для нее первые три опытных образца Learjet 85, а также установочную партию примерно из 50 самолетов. Впоследствии Grob будет поставлять Bombardier отдельные компоненты фюзеляжа. Сейчас полным ходом идет производство форм для отливки крыла.
Citation Columbus
Детально изучив мнения потенциальных покупателей по поводу концепции бизнес-джета с большим салоном (large cabin concept), компания Cessna наконец получила от корпорации Textron одобрение на разработку модели Columbus, которая продолжит линейку деловых самолетов Citation. О старте программы было официально объявлено в январе.
CE-850 Columbus — самый грандиозный проект в истории компании. Самолет будет отличаться наибольшими размерами и дальностью полета по сравнению с другими представителями семейства Citation. Он также и самый дорогой — 27 млн долл. Cessna планирует вложить в разработку Columbus 775 млн долл.
Columbus действительно получится большим: он будет иметь размах крыла 24,4 м при длине фюзеляжа 23,7 м, стояночную высоту 7,35 м и максимальный взлетный вес 22680 кг. При внешнем диаметре фюзеляжа в 2,2 м размеры пассажирского салона составят 210 см в высоту, 190 см в ширину и 11 м в длину. Внутренний объем салона окажется примерно вдвое больше, чем объем Citation X. У Columbus также будет одноуровневый пол по всей длине салона; во время полета пассажиры будут иметь доступ к заднему багажному отделению.
Columbus сможет перевозить восемь пассажиров на расстояние 7400 км со скоростью 0,8М без промежуточных посадок. То есть, например, он способен перелететь из итальянской Генуи, считающейся местом рождения Христофора Колумба (отсюда название новой модели), в любой из полудюжины крупных городов на восточном побережье США. При этом Columbus потратит меньше топлива, чем любой существующий бизнес-джет со сравнимой дальностью полета и схожими, или большими, крейсерской скоростью и коммерческой загрузкой при полностью заправленных баках. Топливная эффективность обещает стать одним из основных преимуществ Columbus наряду с малоэмиссионными двигателями Pratt & Whitney PW810. Поставки самолета начнутся в 2014 г.
Gulfstream 650
В марте этого года компания Gulfstream объявила о начале работы над своей первой абсолютно новой моделью крупносалонного бизнес-джета со времен разработки самолета GII в начале 1960-х гг. Ждать пришлось долго, но многие считают, что оно того стоило: новая модель, обозначенная как G650, будет превосходить все существующие разработанные с нуля деловые самолеты по объему пассажирского салона, крейсерской скорости и дальности полета. Кроме того, при длине и размахе крыла почти в 30,5 м и максимальном взлетном весе 45360 кг у него будут самые большие габариты и масса из всех деловых самолетов, созданных не на основе пассажирских авиалайнеров.
Самолет оснащен двумя двигателями Rolls-Royce BR725 тягой в 71620 кг каждый. G650 сможет перевозить восемь пассажиров на расстояние в 12960 км на скорости в 0,85М или на 9260 км на скорости 0,90М. Комфортабельный пассажирский салон объемом в 60,5 м3 на четверть просторнее, чем у модели G550, ранее лидировавшей по этому показателю среди самолетов Gulfstream. Иллюминаторы сохранили овальную форму, но увеличились в размерах на 16%. Кроме того, теперь они находятся выше, что значительно улучшает обзор.
Кабина пилотов оборудована пилотажно-навигационным комплексом PlaneView производства Honeywell с четырьмя жидкокристаллическими дисплеями. В его состав входят система синтетического трехмерного видения, метеорадиолокатор RDR-4000, система искусственного улучшения видимости (EVS) с выведением информации на коллиматорный индикатор Rockwell Collins HGS-6000, а также оборудование зональной навигации, навигационная точность которого соответствует правилам RNP 0.1.
Первый полет намечен на вторую половину 2009 г. В программе летных испытаний, которая продлится полтора года и рассчитана на 1800 летных часов, будут задействованы три опытных образца и два серийных самолета. Получение сертификата типа ожидается в первой половине 2011 г.
Цена G650 составит приблизительно 59 млн долл.
Embraer Legacy 450 и Legacy 500
Embraer добавляет еще две модели к своей постоянно расширяющейся линейке бизнес-джетов, которая уже включает самолеты Phenom 100, Phenom 300, Legacy 600 и Lineage 1000. Разработка 12-местного Legacy 500 и семиместного Legacy 450 была одобрена советом директоров бразильского авиапроизводителя в марте этого года.
Высота салона для обеих моделей составит 183 см. Оба самолета будут оборудованы ЭДСУ без механического резервирования, турбовентиляторными двигателями Honeywell HTF7000 и интегрированным пилотажно-навигационным комплексом Rockwell Collins Pro Line Fusion. Отличаться эти модели будут ценой и дальностью полета — Legacy 500 сможет перевозить четырех пассажиров на расстояние 5556 км, а Legacy 450 с таким же количеством пассажиров сможет летать на 4259 км.
Первым на рынок выйдет Legacy 500 — это произойдет в 2012 г. Модель 450 последует через год.
Spectrum Freedom
Компания Spectrum Aeronautical со штаб-квартирой в Карлсбаде, шт. Калифорния, делает ставку на самолет Spectrum Freedom S-40, первый полет которого, по словам председателя совета директоров компании Линдена Блю, должен состояться в 2009 г.
По уровню комфортности салона S-40 не уступит бизнес-джетам среднего класса. Он также будет дешевле в эксплуатации по сравнению с легкими деловыми самолетами благодаря применению в конструкции запатентованного компанией композиционного материала fibeX. Однако сроки разработки и ввода самолета в эксплуатацию зависят от того, какими темпами будет развиваться программа создания и сертификации турбовентиляторного двигателя GE Honda HF120. Самолет, предположительно, будет стоить 6,795 млн долл.
Источник: Business and Commercial Aviation