Сложили крылья. Бизнес-авиация сегодня переживает тяжелые времена

Мировой финансовый кризис нанес серьезный удар по деловой авиации. Если еще в августе из Москвы в день вылетало до 200 таких бортов, то сейчас – не больше 10–15. Чтобы сэкономить деньги, многие предприниматели снова начали летать регулярными рейсами или заказывать один VIP-самолет на всю компанию. А ведь еще совсем недавно в сфере бизнес-перелетов говорили об острой нехватке пилотов. Сейчас же в гражданской авиации начались серьезные сокращения штата, на рынке труда появились более 1300 летчиков, которым трудно устроиться на работу.

На 70% сократилось количество VIP-перелетов только из аэропорта «Внуково-3», обслуживающего бизнес-авиацию. «Еще в августе на весь московский аэроузел в день приходилось до 200 рейсов, а сейчас – 10–15, – сетует в беседе с «НИ» исполнительный директор одной из компаний, занимающихся бизнес-перевозками. – Состоятельные люди, которые в связи с кризисом ощущают большие потери, начали экономить. Если раньше каждый из них летел на отдых на отдельном самолете, то теперь они начали группироваться, заказывать один рейс на всю компанию. В некоторых случаях бизнесмены стали летать просто первым классом рейсовых самолетов». В одной из компаний «НИ» рассказали, что за последние несколько месяцев число заказов уменьшилось примерно в два раза. «Спрос на деловые перевозки длительное время увеличивался очень высокими темпами, – пояснил «НИ» руководитель аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. – Ежегодно рынок прибавлял по 30% или даже больше. Сейчас мы откатываемся до уровня начала 2000-х». По словам г-на Пантелеева, от резкого спада спроса на бизнес-авиацию пострадают в первую очередь иностранные компании. «Российский бизнес, конечно, тоже потеряет, но на рынке деловой авиации работают в большинстве своем западные фирмы, на них и придется основной удар», – отметил наш собеседник.

Если еще недавно деловая авиация трубила об острой нехватке пилотов, то сейчас, когда в гражданской авиации проходят серьезные сокращения и огромное количество летчиков вышло на рынок труда, они уже никому не нужны.

«Действительно, из-за дефицита пилотов компании, работающие на рынке деловых перелетов, переманивали друг у друга экипажи, – отметил собеседник «НИ» в компании, занимающейся бизнес-перевозками. – Людей привлекали все более высокой зарплатой. В итоге заработки пилотов поднялись до запредельного уровня. Но из-за кризиса пришлось все остановить. В одной из компаний деловой авиации, с чьим руководством я знаком, все самолеты – переоборудованные Ту-134 – отогнали на стоянку в Нижний Новгород, а пилотов сократили».

Большинству летчиков гражданской авиации, которые из-за кризиса попали под сокращение, сегодня просто некуда податься. Как сообщили «НИ» в профсоюзе летного состава России, за последнее время было уволено более 1700 членов летных экипажей из семи авиакомпаний. Из них менее 500 смогли снова устроиться на работу. «Авиакомпания S7, отказавшаяся от отечественных самолетов, взяла 150 человек, которые готовы изучать английский язык и переучиваться для полетов на Boeing, – рассказал «НИ» вице-президент профсоюза летного состава Олег Приходько. – Из обанкротившихся KrasAir, «Домодедовских авиалиний», «Самары» и «Дальавиа» пилотов, летающих на Boeing, взяли в расчете на то, что они будут работать на создаваемого сейчас нового объединенного перевозчика «Росавиа». В бизнес-авиацию из-за кризиса никого уже не зовут».

В условиях высоких цен на авиатопливо российские лайнеры, которые расходуют в два раза больше керосина, чем импортные, простаивают. Не у дел остаются и пилоты, которые на них летают. «В авиации до сих пор острый дефицит пилотов – таких, которые владеют английским языком и могут летать на лайнерах зарубежного производства, – продолжает Олег Пантелеев. – При этом тех, кто близок к пенсионному возрасту и кого нет смысла переучивать, сокращают. Ведь на переподготовку такого пилота придется потратить от 20 тысяч евро, которые он не успеет отработать».

Источник: Новые Известия

Автор: МАРГАРИТА ВЕРХОВСКАЯ