Мировой финансовый кризис заставляет компании пересматривать концепции развития и ведения бизнеса. Авиационный бизнес почувствовал леденящий ветер перемен одним из первых. Уже сейчас крупнейшие российские авиакомпании и аэропорты прогнозируют падение перевозок на 10-20%.
Мировой финансовый кризис заставляет компании пересматривать концепции развития и ведения бизнеса. Авиационный бизнес почувствовал леденящий ветер перемен одним из первых. Уже сейчас крупнейшие российские авиакомпании и аэропорты прогнозируют падение перевозок на 10-20%. О том, как может отразиться кризис в авиационной отрасли на планах правительства Санкт-Петербурга по проведению конкурса на концессию аэропорта "Пулково", рассказал "АвиаПорту" руководитель дирекции инвестиционных проектов и программ, управляющий директор УК "Лидер" Сергей Кербер.
- Почему ваша компания, для которой это первый авиационный проект, решила участвовать в конкурсе по аэропорту "Пулково"?
Проекты частно-государственного партнерства в сегодняшних экономических условиях являются интересными, потому что они позволяют прогнозировать доход на долгосрочный период и имеют высокий уровень гарантий для инвестора. К тому, же, на сегодняшний день "Пулково" - единственный объект такого масштаба, который предлагается к реализации на основе ГЧП. А ГЧП - это стратегическое направление деятельности УК "Лидер".
- Как может отразиться мировой финансовый кризис на проекте "Пулково"?
- В настоящий момент, этот проект находится в стадии формирования. Сейчас правительство Санкт-Петербурга и участники тендера уточняют условия концессионного соглашения, участники готовят свои конкурсные предложения. Все параметры при этом адаптируются к новым условиям, с учетом текущей рыночной ситуации. Во-первых, деньги стали более дорогими. Во-вторых, прогнозы роста пассажиропотока не столь оптимистичны как ранее. Впрочем, на все это можно смотреть и с более оптимистической точки зрения. Можно сказать, что нам и правительству города повезло в том, что кардинальное изменение ситуации на рынке произошло до момента объявления итогов конкурса. Если бы все пребывали в иллюзии относительно дешевых денег и перспектив интенсивного роста пассажиропотока, и на этих условиях договорились бы, и начали работать, а потом в процессе ситуация изменилась, то для обеих сторон это была бы куда более сложная ситуация, нежели сегодняшняя. Если кто-то будет осознавать, что проект ему не под силу, он еще может выйти и не понести существенных потерь. Возможно, количество реальных участников, которые подадут предложения, сократится. Хотя мы надеемся на то, что финальные условия конкурса окажутся приемлемыми для инвесторов.
- Правительство Санкт-Петербурга уже обозначило, какие параметры будут изменены?
Соглашение о долгосрочной концессии аэропорта "Пулково" претерпевает те или иные изменения в ходе переговорного процесса с участниками конкурса. Например: появляются определенные виды деятельности, которые будет выполнять концессионер, и которых не было ранее, меняются графики производства работ и строительства новых комплексов. Это ни в коем случае не изменение принципов конкурса, а лишь дополнение и настройка конкретных параметров. Один из примеров: изначально не предполагалось, что концессионер будет заниматься грузовыми перевозками, а сейчас этот аспект рассматривается. До сегодняшнего дня перечень объектов, которые будут передаваться, не утвержден городом. Мы рассчитываем, что победителю конкурса будет передано все, что связано с непосредственной деятельностью аэропорта, а не только два пассажирских терминала.
- Авиаперевозчики прогнозируют сокращение перевозок, как это скажется на пассажиропотоке "Пулково", и как это отразится на победителе конкурса?
Изначально проект предполагал строительство нового терминала в течение трех лет с момента подписания соглашения. Эта фаза подразумевает обеспечение пиковой нагрузки на терминал порядка 17 млн пассажиров в год. Такой пассажиропоток ожидается городом к 2015-2016 годам. Но прогноз делался до кризиса. Сегодня органы власти прогнозируют падение по перевозкам на 10%, а авиаперевозчики - на 30%, значит истина находится где-то посередине. Инвесторы вынуждены исходить из более пессимистичных ожиданий объемов, чем город, ведь они вкладывают свои деньги и должны минимизировать риски.
Есть и другие факторы, несвязанные напрямую с кризисом. К примеру, на прогнозы доходов сильно влияет риски, связанные с судьбой авиакомпании ГТК "Россия". Сейчас у "России" базовый аэропорт - "Пулково", однако потом возможно будет политическое решение, вследствие которого авиакомпания перейдет во "Внуково". Для оператора аэропорта - это риск, связанный с тем, что планы объемы полетов не будет выполняться, а значит, снизится объем выручки.
- Будут ли изменяться сроки реализации проекта и объемы инвестиций?
На сегодняшний момент уже объявлено о переносе сроков подачи конкурсных предложений на середину мая. Есть другой существенный фактор, который может повлиять на срок реализации проекта. С момента определения победителя и до момента подписания соглашения город закладывает 4 месяца. Предположим, что победитель нашел необходимое финансирование. Однако необходимо понимать, что процесс финансового закрытия за 4 месяца провести невозможно, во всем мире на финансовое закрытие отводится около года. Если говорить о стоимости проекта, то точную цифру мы пока назвать не можем, однако примерная стоимость озвучивалась неоднократно. По нашим прогнозам, необходимые инвестиции в проект могут составить от 1 млрд евро.
- Когда должно начаться строительство, и как может изменяться стоимость проекта?
Строительство может начаться в середине или конце 2010 года. Для этого надо провести проектные работы, что займет от 6 до 9 месяцев, далее последует реальное согласование и непосредственно само строительство. Спрогнозировать рыночную ситуацию на конец 2010 года сложно. Возможно рынок к этому моменту закончит падение и начнет бурный рост. Поэтому очень сложно ответить, произойдет ли удешевление или удорожание проекта в перспективе.
- Какие будут этапы реализации проекта?
Первым этапом будет строительство нового терминала - это наиболее важная и сложная часть проекта. Помимо этого, необходимо отремонтировать и построить рулежные дорожки, новые стоянки для самолетов. На реализацию первого этапа уйдет 3 года. Что касается бизнес-проектов, то все будет зависеть от того, какие виды деятельности город передаст аэропорту, какая земля будет предоставлена, и какие права по земле будут переданы. Поэтому сейчас мы не можем точно сказать, что именно будем строить. Мы рассчитываем заняться неавиационными проектами - отелями, бизнес-центрами, паркингами для автомобилей и др. При этом, мы понимаем, что в аэропортовом бизнесе от 50% до 70% доходов идет от неавиационной деятельности, и проект соглашения с городом должен обеспечивать возможность добиваться такого объема неавиационных услуг. Второй этап - интеграция нового терминала с существующим терминалом "Пулково-1".
- Есть ли прогноз по срокам окупаемости?
Сроки окупаемости сегодня сложно прогнозировать. Предыдущая оценка была 10-12 лет, сейчас параметры ухудшились, возможно потребуется 18 лет, а может и больше. Параметры окупаемости будут видны в процессе формирования конкурсного предложения. К моменту окончательного формирования конкурсного предложения будет видна экономика проекта, стоимость, конкретные риски, базовая модель развития аэропорта, общая рентабельность проекта.
- Вашим партнером по конкурсу является аэропорт Вены, почему был сделан такой выбор?
Мы выбрали аэропорт Вены в качестве партнера, так как он подходит по опыту, формату, менталитету для "Пулково". Допустим, если бы мы говорили о концессии "Шереметьево" мы вряд ли бы стали это делать с аэропортом Вены, возможно для этого подходил бы какой-то другой аэропорт, потому что это была бы другая концепция и другой формат. Нам подходит аэропорт Вены, так как там построен похожий терминал. Аэропорт Вены очень эффективно спланировал строительство и подготовил внутреннее устройство терминала, добившись максимальной эффективности движения пассажира и оптимизации площадей под коммерческое использование. Аэропорт выстроен с учетом туристической ориентации, что похоже на "Пулково". Помимо этого важна транспортная доступность аэропорта Вены к "Пулково", так как мы понимаем, что там будет проводиться обучение и тренинги персонала и так далее. Поэтому мы рассчитываем, что наше партнерство будет позитивным и конструктивным.
- Как вы оцениваете свои шансы на победу в конкурсе?
Управляющая компания "Лидер" - крупнейшая в России по объему средств в управлении - порядка $10 млрд, у нас хорошая репутация на рынке. Поэтому у нас нет сомнений в том, что мы сможем обеспечить финансирования этого проекта. Что касается конкурентных преимуществ, то без ложной скромности скажу, что мы обгоняем своих соперников по всем параметрам.
Ранее сообщалось, что предквалификационный отбор участников конкурса на право реконструкции и управления международным аэропортом "Пулково" прошло семь участников - это индийская GMR Infrastructure, турецкая TAV Airport Holding, ООО "Невский аэропорт" ("Базэл" и сингапурская Changi Airports), "Финансово-промышленная компания "Форватер" (ВТБ и управляющая компания аэропорта Франкфурта Fraport), ОАО "Петропорт концесси" (УК "Лидер" и Vienna Airport Group), ООО "Международный аэропорт "Санкт-Петербург" ("Ренова" и Hochtief), а также ООО "Невское небо" (Macquarie Renaissance).
Управляющая компания "Лидер" была основана в 1993 году. Акционерами компании являются негосударственный пенсионный фонд "Газфонд", ОАО "Газпромбанк", ОАО "Страховое общество газовой промышленности" (СОГАЗ).
- Почему ваша компания, для которой это первый авиационный проект, решила участвовать в конкурсе по аэропорту "Пулково"?
Проекты частно-государственного партнерства в сегодняшних экономических условиях являются интересными, потому что они позволяют прогнозировать доход на долгосрочный период и имеют высокий уровень гарантий для инвестора. К тому, же, на сегодняшний день "Пулково" - единственный объект такого масштаба, который предлагается к реализации на основе ГЧП. А ГЧП - это стратегическое направление деятельности УК "Лидер".
- Как может отразиться мировой финансовый кризис на проекте "Пулково"?
- В настоящий момент, этот проект находится в стадии формирования. Сейчас правительство Санкт-Петербурга и участники тендера уточняют условия концессионного соглашения, участники готовят свои конкурсные предложения. Все параметры при этом адаптируются к новым условиям, с учетом текущей рыночной ситуации. Во-первых, деньги стали более дорогими. Во-вторых, прогнозы роста пассажиропотока не столь оптимистичны как ранее. Впрочем, на все это можно смотреть и с более оптимистической точки зрения. Можно сказать, что нам и правительству города повезло в том, что кардинальное изменение ситуации на рынке произошло до момента объявления итогов конкурса. Если бы все пребывали в иллюзии относительно дешевых денег и перспектив интенсивного роста пассажиропотока, и на этих условиях договорились бы, и начали работать, а потом в процессе ситуация изменилась, то для обеих сторон это была бы куда более сложная ситуация, нежели сегодняшняя. Если кто-то будет осознавать, что проект ему не под силу, он еще может выйти и не понести существенных потерь. Возможно, количество реальных участников, которые подадут предложения, сократится. Хотя мы надеемся на то, что финальные условия конкурса окажутся приемлемыми для инвесторов.
- Правительство Санкт-Петербурга уже обозначило, какие параметры будут изменены?
Соглашение о долгосрочной концессии аэропорта "Пулково" претерпевает те или иные изменения в ходе переговорного процесса с участниками конкурса. Например: появляются определенные виды деятельности, которые будет выполнять концессионер, и которых не было ранее, меняются графики производства работ и строительства новых комплексов. Это ни в коем случае не изменение принципов конкурса, а лишь дополнение и настройка конкретных параметров. Один из примеров: изначально не предполагалось, что концессионер будет заниматься грузовыми перевозками, а сейчас этот аспект рассматривается. До сегодняшнего дня перечень объектов, которые будут передаваться, не утвержден городом. Мы рассчитываем, что победителю конкурса будет передано все, что связано с непосредственной деятельностью аэропорта, а не только два пассажирских терминала.
- Авиаперевозчики прогнозируют сокращение перевозок, как это скажется на пассажиропотоке "Пулково", и как это отразится на победителе конкурса?
Изначально проект предполагал строительство нового терминала в течение трех лет с момента подписания соглашения. Эта фаза подразумевает обеспечение пиковой нагрузки на терминал порядка 17 млн пассажиров в год. Такой пассажиропоток ожидается городом к 2015-2016 годам. Но прогноз делался до кризиса. Сегодня органы власти прогнозируют падение по перевозкам на 10%, а авиаперевозчики - на 30%, значит истина находится где-то посередине. Инвесторы вынуждены исходить из более пессимистичных ожиданий объемов, чем город, ведь они вкладывают свои деньги и должны минимизировать риски.
Есть и другие факторы, несвязанные напрямую с кризисом. К примеру, на прогнозы доходов сильно влияет риски, связанные с судьбой авиакомпании ГТК "Россия". Сейчас у "России" базовый аэропорт - "Пулково", однако потом возможно будет политическое решение, вследствие которого авиакомпания перейдет во "Внуково". Для оператора аэропорта - это риск, связанный с тем, что планы объемы полетов не будет выполняться, а значит, снизится объем выручки.
- Будут ли изменяться сроки реализации проекта и объемы инвестиций?
На сегодняшний момент уже объявлено о переносе сроков подачи конкурсных предложений на середину мая. Есть другой существенный фактор, который может повлиять на срок реализации проекта. С момента определения победителя и до момента подписания соглашения город закладывает 4 месяца. Предположим, что победитель нашел необходимое финансирование. Однако необходимо понимать, что процесс финансового закрытия за 4 месяца провести невозможно, во всем мире на финансовое закрытие отводится около года. Если говорить о стоимости проекта, то точную цифру мы пока назвать не можем, однако примерная стоимость озвучивалась неоднократно. По нашим прогнозам, необходимые инвестиции в проект могут составить от 1 млрд евро.
- Когда должно начаться строительство, и как может изменяться стоимость проекта?
Строительство может начаться в середине или конце 2010 года. Для этого надо провести проектные работы, что займет от 6 до 9 месяцев, далее последует реальное согласование и непосредственно само строительство. Спрогнозировать рыночную ситуацию на конец 2010 года сложно. Возможно рынок к этому моменту закончит падение и начнет бурный рост. Поэтому очень сложно ответить, произойдет ли удешевление или удорожание проекта в перспективе.
- Какие будут этапы реализации проекта?
Первым этапом будет строительство нового терминала - это наиболее важная и сложная часть проекта. Помимо этого, необходимо отремонтировать и построить рулежные дорожки, новые стоянки для самолетов. На реализацию первого этапа уйдет 3 года. Что касается бизнес-проектов, то все будет зависеть от того, какие виды деятельности город передаст аэропорту, какая земля будет предоставлена, и какие права по земле будут переданы. Поэтому сейчас мы не можем точно сказать, что именно будем строить. Мы рассчитываем заняться неавиационными проектами - отелями, бизнес-центрами, паркингами для автомобилей и др. При этом, мы понимаем, что в аэропортовом бизнесе от 50% до 70% доходов идет от неавиационной деятельности, и проект соглашения с городом должен обеспечивать возможность добиваться такого объема неавиационных услуг. Второй этап - интеграция нового терминала с существующим терминалом "Пулково-1".
- Есть ли прогноз по срокам окупаемости?
Сроки окупаемости сегодня сложно прогнозировать. Предыдущая оценка была 10-12 лет, сейчас параметры ухудшились, возможно потребуется 18 лет, а может и больше. Параметры окупаемости будут видны в процессе формирования конкурсного предложения. К моменту окончательного формирования конкурсного предложения будет видна экономика проекта, стоимость, конкретные риски, базовая модель развития аэропорта, общая рентабельность проекта.
- Вашим партнером по конкурсу является аэропорт Вены, почему был сделан такой выбор?
Мы выбрали аэропорт Вены в качестве партнера, так как он подходит по опыту, формату, менталитету для "Пулково". Допустим, если бы мы говорили о концессии "Шереметьево" мы вряд ли бы стали это делать с аэропортом Вены, возможно для этого подходил бы какой-то другой аэропорт, потому что это была бы другая концепция и другой формат. Нам подходит аэропорт Вены, так как там построен похожий терминал. Аэропорт Вены очень эффективно спланировал строительство и подготовил внутреннее устройство терминала, добившись максимальной эффективности движения пассажира и оптимизации площадей под коммерческое использование. Аэропорт выстроен с учетом туристической ориентации, что похоже на "Пулково". Помимо этого важна транспортная доступность аэропорта Вены к "Пулково", так как мы понимаем, что там будет проводиться обучение и тренинги персонала и так далее. Поэтому мы рассчитываем, что наше партнерство будет позитивным и конструктивным.
- Как вы оцениваете свои шансы на победу в конкурсе?
Управляющая компания "Лидер" - крупнейшая в России по объему средств в управлении - порядка $10 млрд, у нас хорошая репутация на рынке. Поэтому у нас нет сомнений в том, что мы сможем обеспечить финансирования этого проекта. Что касается конкурентных преимуществ, то без ложной скромности скажу, что мы обгоняем своих соперников по всем параметрам.
Ранее сообщалось, что предквалификационный отбор участников конкурса на право реконструкции и управления международным аэропортом "Пулково" прошло семь участников - это индийская GMR Infrastructure, турецкая TAV Airport Holding, ООО "Невский аэропорт" ("Базэл" и сингапурская Changi Airports), "Финансово-промышленная компания "Форватер" (ВТБ и управляющая компания аэропорта Франкфурта Fraport), ОАО "Петропорт концесси" (УК "Лидер" и Vienna Airport Group), ООО "Международный аэропорт "Санкт-Петербург" ("Ренова" и Hochtief), а также ООО "Невское небо" (Macquarie Renaissance).
Управляющая компания "Лидер" была основана в 1993 году. Акционерами компании являются негосударственный пенсионный фонд "Газфонд", ОАО "Газпромбанк", ОАО "Страховое общество газовой промышленности" (СОГАЗ).