2008 год. Начали за здравие, кончили за упокой. Часть 3

BizavNew продолжает подводить предварительные итоги 2008 года.

Предыдущие материалы: начало, авиатакси

На российском рынке выживет лишь тот, кто  эксплуатирует самолеты прямых владельцев, а крупные игроки затаились.

Как ни печально, но количество отечественных авиаброкеров за последние три месяца значительно сократилось. Так например летом 2008 г. на рынке активно работало около 200 посреднических компаний, оказывающих услуги по продаже бизнес-рейсов, а на данным момент удалось насчитать не более 30. По мнению представителей рынка,  многопрофильная модель ведения бизнеса в организации деловых перелетов, а именно специализация не только на посреднических услугах, но и весь спектр сопутствующих услуг, в том числе и оперативное управлении воздушными судами, предоставление дополнительных услуг, позволит оставшимся брокерам выживать в текущей ситуации.

То есть остались на плаву именно те, кто подходил к процессу организации рейсов профессионально. В 2008 году начала наблюдаться массовая тенденция «рождения» новых брокеров, которые по большому счету и не представляли как вести себя на рынке, рассчитывали на быстрые деньги в растущем рынке бизнес авиации. Многие из них организовывали перелеты, практически на коленке, имея штат из 2-3-х человек, которые работали в режиме номе office. Как раз эти компании и составили большую часть исчезнувших к концу года.

Те же компании, которые в течение нескольких лет основательно строили бизнес, смогли в условиях сложившейся ситуации вовремя сориентироваться и смягчить удар нанесенный кризисом. Некоторые игроки даже пошли по пути консолидации и тем самым в данный момент мы наблюдаем укрупнение компаний.

Российские авиакомпании также оказались в непростой ситуации. Во многих компаниях основной парк состоял из отечественных самолетов, которые имеют ряд ограничений для полетов за рубеж. Кроме того, сказывается недостаточное развитие внутреннего рынка деловой авиации,  а также при международных рейсах – реальная конкуренция с зарубежными операторами (в большинстве случаев не в пользу российских компаний). В этих условиях российские авиакомпании вынуждены будут пройти проверку на прочность, но это, похоже, удастся не всем — авиапарк многих отечественных компаний впору сдавать в музей. Как заявил директор компании, у которой основной авиапарк состоит из советских самолетов - «Сегодня основной проблемой для авиакомпаний  является потеря конкурентоспособности из-за топливозатратных и трудоемких в техобслуживании самолетов устаревших типов. В авиакомпаниях, эксплуатирующих воздушные суда российского производства предыдущих поколений, стоимость авиационного топлива достигает 70% от операционных расходов»

Все эти факторы привели к тому, что часть перевозчиков пошла по пути резкого сокращения персонала и постановки авиапарка на «прикол».

Заметно упало количество корпоративных перевозок. По мнению ведущего игрока на рынке организации перелетов для корпоративных заказчиков, только за ноябрь 2008 года спад в этом сегменте составил более 80%.

 «Раньше перелеты заказывали спортивные команды, представители шоу-бизнеса и при этом мы испытывали дефицит в воздушных судах, то сейчас видимо и они начали считать деньги или разорились», - отметил представитель компании.

Источник: BizavNews