Надежда на свои силы

Накануне Нового года редакция Эксперт Казахстан  обратилась к представителям руководства ведущих компаний, занятых в производственном и транспортном секторах, с просьбой ответить на три вопроса:

  1. Как повлиял кризис на ваш бизнес?
  2. Если бы вы знали, что кризис примет такие масштабы, что бы вы сделали заранее?
  3. С помощью, каких мер минимизируете влияние кризиса? Как должен измениться ваш бизнес в посткризисный период?

Президент компании Yak Alacon (деловая авиация) Александр Топоров:

1. Кризис ударил именно по платежеспособности наших клиентов. Они не перестали летать, но в ноябре-декабре мы почувствовали 20−процентное снижение объема заказов и прибыли. Дальнейшее прогнозировать не буду, посмотрим.

Что касается наших собственных планов, то в 2009 году планировали взять в аренду два бизнес-джета (самолеты для деловой авиации. – «ЭК») различного типа с перспективой их использования на казахстанском рынке. Теперь думаем над целесообразностью такой аренды.

2. Скажу так, ничего сделать заранее нельзя просто потому, что мало кто знал, каким будет кризис. И самое важное, думаю, никто не думал, что он будет развиваться такими темпами.

Так как у нас в Казахстане нет собственных инвестиций, мы арендуем самолеты у частных владельцев. В связи с кризисом, с одной стороны, им хочется больше заработать, чтобы минимизировать потери, но, с другой стороны, повышать тарифы они также не могут в связи со снижением покупательной способности на рынке.

3. В настоящее время мы не думаем сокращать численность нашего персонала. Вместе с тем вынуждены, подчеркиваю, уменьшить расходы на рекламу, снизили объемы премирования сотрудников компании.

Что же касается инвестиционного проекта по сборке самолета Як-58 (семиместный, типа аэротакси, с дальностью полета 1–1,2 тысячи км. – «ЭК») в Алматинской области, то он развивается в штатном режиме. Примерно через год (по плану в конце 2009–начале 2010 года. – «ЭК») закончим сертификацию типа самолета Як-58 в Межгосударственном авиационном комитете (МАК). К тому же времени планируем начать серийное производство машины.

Сейчас подбираем место в Алматинской области, где можно поставить сборочное производство. Как только поймем, что в течение шести месяцев получим сертификат (ожидается, что это произойдет летом 2009 года. – «ЭК»), начнем строить завод, который, думаю, в перспективе может стать полноценным заводом с высокой степенью локализации.

По материалам: Эксперт Казахстан