Опционные программы в деловой авиации избавляют от множества мелких хлопот и позволяют сэкономить.
Любой из потребителей услуг деловой авиации хотя бы раз в жизни попадал в ситуацию, когда проблемы множились как снежный ком: лететь нужно завтра, и ни днём позже, а подходящего борта не сыскать, когда же самолёт наконец найден, оплатить рейс невозможно (пятница, вечер – банки закрыты до понедельника, авиакомпания отказывается отправлять рейс без предоплаты). Чтобы застраховаться от подобных неприятностей, и были придуманы опционные программы. Такая практика давно устоялась на американском и европейском рынке деловой авиации, но для России услуга пока уникальна. Предоставляет её только авиагруппа «Планета».
Суть опционной программы состоит в организации полётов на самолётах бизнес-класса российских и зарубежных авиакомпаний по фиксированным ценам за лётный час. Клиенту больше не нужно подбирать для каждого рейса новую авиакомпанию с адекватным сервисом, он может не обращать внимания на скачки топливного ценообразования, постоянно растущие тарифы на аэропортовое обслуживание и аэронавигацию.
В опционной программе заранее учитывается размерность бизнес-джета, которая естественным образом отражается на стоимости лётного часа. Перелёт можно заказать как на машинах мид-класса, рассчитанных на 6-8 пассажиров, (Cessna Citation XLS, Hawker 800, Learjet 60. Gulfstream G150), так и на больших самолётах на 8‑12 пассажиров (Embraer Legacy 600, Bombardier Challenger 605/604/601, Dassault Falcon 2000). Рейсы на лёгких лайнерах пока не предусмотрены – эти джеты только пробивают дорогу на российский рынок и практически не используются для бизнес-чартеров.
Опционная программа позволяет неплохо сэкономить – в цену контракта заложена стоимость лётного часа, которая заведомо ниже текущей среднерыночной. Существуют карты на 25, 50, 75 или 100 лётных часов. Разумеется, чем больше цифра, тем меньше фактическая стоимость пользования самолётом. Так, карта Light на 25 лётных часов – это примерно четыре перелёта (средняя продолжительность рейса составляет семь часов). По сравнению с текущей среднерыночной ценой на аренду больших самолётов, которая к началу 2009 года равнялась €6500, экономия составит 4,6%. Для карты Super, рассчитанной на 100 часов или на 14 рейсов, цена лётного часа становится ещё более привлекательной – ?5600. Преимущества полёта по опционным программам на самолётах среднего класса не менее очевидны. Карта на 75 часов (около 11 рейсов) обойдётся в ?360 000. То есть вместо ?5400 – это ориентировочная текущая расценка за лётный час – заплатить придётся всего ?4800, экономия составит более 11%.
Заявку в авиационную группу «Планета» нужно предоставить за двое суток до предполагаемого вылета. Питание резервируется из расчёта ?150 на каждого пассажира. В стоимость услуг также включены сервис в VIP-залах аэропортов вылета и прилёта, аэропортовые сборы, аэронавигация и заправка. Однако если маршрут сложный, например, с двумя и более пунктами назначения, то на дополнительное аэропортовое обслуживание придётся раскошеливаться отдельно. Также в цену опциона не входит длительная стоянка воздушного судна.
Программа действительна только для международных рейсов, поскольку перелёт между городами России на самолётах, зарегистрированных за рубежом (а таких в нашей деловой авиации большинство), до сих пор законодательно затруднён. Опционная программа рассчитана на год, но договор может пролонгироваться, если клиенту понравилась услуга.
Дмитрий Федотов
Robb Report № 1 (53)
Январь-февраль 2009 г.