"Летать всегда, летать везде!" - этот лозунг в России не прокатит.

В России желающих летать много. Вот только далеко ни каждый может осуществить свою мечту. И дело даже не в том, что нет денег. У тех людей, которые хотят самостоятельно подняться в небо «финансы не поют романсы», и, как правило, есть возможность купить самолет.
В России желающих летать много. Вот только далеко ни каждый может осуществить свою мечту. И дело даже не в том, что нет денег. У тех людей, которые хотят самостоятельно подняться в небо «финансы не поют романсы», и, как правило,  есть возможность купить легкомоторный самолет.
Вот только летать на нем можно только в районе аэродрома. А если захочется улететь подальше, то здесь есть два варианта. Первый – необходимо подать заявку за сутки в специальные органы  по контролю за воздушным пространством – ФГУП.  А второй пойти по следам немецкого нахаленка Матиаса Руста. Со всеми вытекающими отсюда последствиями.
В нынешние времена появилось немало летающей техники. От крутых реактивных самолетов бизнес- класса до парамоторов, которые спокойно укладываются в багажник машин класса «Нива».   Заметим: в России   законов о малой авиации пока нет. 
 А теперь - как летать,  куда обращаться увлеченным небом, и, самое главное, - кто следит за выполнением правил авиационных полетов. 
 
С этим вопросом мы пошли к заместителю руководителя приволжского управления государственного авиационного надзора федеральной службы по надзору в сфере транспорта Шубину Валерию Николаевичу.
( Биографическая справка:   Закончил Куйбышевский авиационный институт в 1983 году. По окончании учебы  по распределению был направлен во 2-й Куйбышевский авиаотряд, где работал инженером, затем заместителем начальника цеха.
С 1985 года, работает в управлении авиационного надзора).
В настоящее время его профессия связана с технической организацией безопасности полетов гражданских воздушных судов. Увлечений, связанных с небом,  нет. Поэтому поводу Валерий Шубин говорит так:«Знаете,  небо- дома, небо- на работе… И еще посещать его в выходные дни? Это  уж слишком !».
-  Если бы все же у вас было время, чем бы вы занялись, каким видом воздушных увлечений: парашютным спортом, парапланеризмом, либо полетами на легкомоторном самолете?
 - Меня больше всего прельщает парапланеризм. Это  интересный вид спорта. Считаю, что он самый  доступный по цене, и действительно ощущаешь полет и парение, находясь в воздухе.
-Вы сами пробовали летать?
- Нет,  к сожалению, пока не приходилось. Раньше тянуло, сейчас уже меньше. Больше как-то занят семьей. По выходным выезжаем на дачу, с удовольствием занимаемся огородом.
Это помогает после работы, где сильно устаешь, где большая ответственность.
 
- В чем заключается ваша нынешняя работа?
 
- Моя работа связана с организацией технического обслуживания. Это продление сертификатов летной годности, сама летная годность воздушных судов. Организация по техническому обслуживанию, контроль за инженерным персоналом летной техники. Есть еще несколько дополнительных направлений: аэродромное обеспечение полетов, контроль за состоянием взлетных полос, служба поиска и спасения. 
 
- В настоящее время в России немало появляется любителей полетать. С трудом, но все же развивается малая авиация. И главная трудность для увлеченных небом: люди не могут свободно летать. Что делается со стороны государства и со стороны вашего ведомства, чтобы дать возможность летать?
 - Есть федеральные авиационные правила, есть определения, что такое малая авиация. Хочу заметить, что малая авиация на территории самарской области и на территории приволжского управления развивается довольно интенсивно.
У нас немало организаций, которые самостоятельно строят самолеты. И немало организаций, которые эксплуатируют данную летную технику.
-   В чем заключается задача вашего управления. Вашей государственной структуры?
 
- Задача приволжского управления Государственного авианадзора заключается и в наблюдении  за выполнением правил воздушных полетов. В том числе это касается и малой авиации. Естественно,  мы принимаем непосредственное участие в непосредственном развитии. Допустим, я курирую поддержание летной годности маленьких воздушных судов. Выписываем сертификаты летной годности после того,  как данная организация пройдет определенные процедуры. В самарской губернии таких организаций 8.
Недавно пришли дополнения к «Воздушному кодексу». Но, к сожалению, не написаны еще нормативные документы, которые шли бы не в разрез, а в ногу с воздушным кодексом.
И хотелось бы, чтобы быстрее создали новые федеральные воздушные правила непосредственно по малой авиации. На данное время их пока еще нет.
 
- Как вы считаете, необходимо упростить правила для полетов на малой авиации?
 
- Да, мы хотим, чтобы правила были простыми и доступными. Должна проводиться такая работа, но эта работа непосредственно должна быть связанна с антитеррористической деятельностью и структурами, которые действуют на территории нашего государства.
 Сами понимаете,  если дать возможность летать без правил маленьким самолетам, то получиться бардак. К тому же в нашем неспокойном мире маленький самолет может наделать немало бед, окажись он в руках террористов.  
 
-Но ведь,   несмотря на то, что в России нет правил для малой авиации, и немало необоснованных запретов,  люди все же летают?
  
- Да летают. Мы говорим: «Пожалуйста!  Но только выполните общие требования.
Для этого действуют Федеральные авиационные правила. Получайте свидетельство эксплуатанта, авиации общего назначения, и  - пожалуйста, нет проблем!»
Вообще мы считаем,  что правила у нас все же лояльные.
 
- Есть правило: подавать заявку за сутки. А если меня приспичило полететь через час, два? Допустим, заболела бабушка в другом городе?
 
- Для этого необходимо подавать срочный план. А  для авиации общего назначения, для малой авиации, пока срочных планов не существует.    В этой ситуации слишком много завязано государственных структур на прохождение данной заявки по определенным трассам.   Это зональный сектор, военный сектор, гражданский сектор. Ведь в каждом ведомстве необходимо утвердить маршрут полета. К тому же, определенная зона воздушного пространства может быть занята.
Поэтому заявку на пролет частного самолета необходимо подавать за сутки.
Я понимаю, к чему вы клоните, к правилам,  как на западе. Самолеты малой  авиации могут летать, подав заявку за час. К сожалению, для России эти правила пока не приемлемы.
 
… Так или иначе, но малая авиация в России развивается. И с каждым годом этот процесс набирает обороты.   Наш российский менталитет не позволяет сразу открыть воздушное пространство для всех желающих. Вы сами знаете: если дать волю, то пойдет в разнос русская душа. 
Новые русские будут садиться на своих самолетиках прямо на государственные учреждения. А это никак не приемлемо.
К тому же,  для этого необходимо создать отдельную службу  за контролем полетов малой авиации,  которой будет огромный объем работы, прежде чем она наведет порядок на высоте «…до 600 метров».
Источник: samru.ru
Автор: ВИТАЛИЙ РЫЛЕЕВ