Экономический кризис ударил по деловой авиации. Затраты на содержание авиапарка стали для бизнесменов непозволительной роскошью.
Экономический кризис ударил по деловой авиации. Затраты на содержание авиапарка стали для бизнесменов непозволительной роскошью. Но и продать частный борт сейчас почти невозможно. В проблеме разбиралась журналист Бизнес FM Светлана Чередникова.
До кризиса, чтобы купить новый бизнес-джет, нужно было отстоять от двух до пяти лет в очереди. Поэтому чаще всего, человек желавший купить самолет за 30 миллионов долларов, и непременно завтра, временно соглашался на секонд-хенд. К лету 2008-го на вторичном рынке подержанный самолет приблизился по цене к новой машине. Но грянул кризис, очереди за самолетами исчезли. А владельцы крылатой собственности столкнулись проблемой ее продажи. Сейчас избавиться от дорогой игрушки практически невозможно. Рассказывает редактор журнала «Джет», Александр Швыдкин:
«В собственности российских граждан преобладают самолеты тяжелого класса. Это «Гольфстрим», «Эмбрайер Легаси-600», это «Боинг бизнес-джет», «Эирбас корпорэйт джет». Это огромные очень дорогие самолеты стоимостью от 30 до 50 и более миллионов долларов. Есть такой международный Интернет-ресурс - Контроллер.ком, где размещаются объявления о продаже воздушных судов частных. 1:47 На сегодняшний день объем предложений составляет примерно 24% от мирового парка частных воздушных судов реактивных».
Среди тех, кто хотел бы, но не может избавиться от частного самолета - первые лица компаний-застройщиков Москва-Сити. По данным банкира Олега Тинькова, сейчас в России из 300 частных бортов продается около трети. С ноября, как заявляют эксперты, полеты частной авиации в нашей стране сократились на 30-40 %. И число рейсов продолжает снижаться. Но самолет, даже в ангаре, требует затрат на стоянку и обслуживание, говорит модная писательница Елена Ленина:
«Эти дорогостоящие игрушки для миллиардеров стоят и пылятся. Это тоже стоит денег для собственников. Держать их невыгодно, пользоваться ими слишком дорого, а продать некому».
Сегодня выросла заполняемость частных бортов, и авиавладельцы стали объединяться. Еще один способ сэкономить в кризис предложил бизнесмен Олег Тиньков:
«Летать эконом-классом нормально кстати, ничего страшного. Мне хуже всего, потому что у меня метр девяносто, у меня ноги не влазят. А остальные вообще должны летать эконом-классом и ни о чем не думать».
Кстати, большая часть отечественного частного авиапарка базируется в зарубежных гаванях. Раньше это объяснялось драконовской пошлиной на ввоз в Россию бизнес-джетов. Сейчас пошлину отменили, остался лишь НДС, но в разгар кризиса это уже не актуально.
Источник: BFM.ru