Евгений Бахтин: Вице Президент НАДА России

2008г. оказался критически важным для понимания развития бизнес-авиации в России.

Евгений Бахтин - Вице Президент Национальной ассоциации деловой авиации России прокомментировал  BizavNews итоги 2008 года рынка деловой авиации России и спрогнозировал развитие ситуации в 2009 году.

Начавшись блестящим многообещающим ростом в 45%, к середине года темпы развития существенно затормозились, а к концу года рост и вообще стал отрицательным, т.е. наблюдалось снижение объемов бизнес-перевозок относительно 2007г. Рождественские и новогодние празднества не спасли ситуацию – часть клиентуры бизнес-авиации пересела на рейсовые самолеты или вообще отказалась от дальних вояжей, предпочтя проведение зимних каникул в родных окрестностях. Даже Куршавельские тусовщики старались использовать в этом сезоне рейсовые самолеты, сочтя неприличным пользоваться частными самолетами в условиях кризиса, что, впрочем, не отразилось на размерах чаевых и других выплат, оставленных ими в Куршавеле. 

Появление в ноябре-декабре 2008 на рынке вторичного владения большого количества бизнес-самолетов, принадлежащих Российским владельцам и выставленных на продажу, лишь подчеркнуло стремительность нарастания кризисных явлений в бизнес-авиации.

По-видимому, глубина кризиса бизнес-авиации станет более понятной в течении ближайших 3-4 месяцев, однако уже сейчас ясно, что использование корпоративного и частного авиатранспорта в России, возможно, временно несколько сократится, но не прекратится вообще из-за отсутствия транспортных альтернатив. Более того, потенциал роста полетов деловой авиации в России продолжает оставаться весьма высоким, принимая во внимание кризис авиакомпаний и сокращение рейсов регулярных авиаперевозчиков.

Велика роль государственных регулирующих органов гражданской авиации в преодолении кризиса в области авиации. Можно только приветствовать снятие пошлин на ВС деловой и региональной авиации, хотя и эта мера явно запоздала. В отношении регулирующих органов гражданской авиации можно уверенно сказать, что если действующая политика всеобщих запретов и неизбежно сопутствующее таким запретам коррупционное давление на бизнес-авиацию не будет пересмотрена, последствия для отечественной бизнес-авиации будут самыми пагубными.  

Принимая во внимание мировые тенденции развития бизнес-авиации в условиях экономического кризиса, уже сейчас можно сделать выводы о следующих тенденциях в развитии бизнес-авиации в 2009-10г.г. :

  • Сократится количество заказов дорогостоящих воздушных судов и авиалайнеров, переоснащаемых интерьером для индивидуальных владельцев. Понизится интенсивность полетов таких ВС. 
  • Сохранят или незначительно уменьшат свои позиции продажи средне-размерные (mid-size, super midsize) ВС. Спросом будут пользоваться ВС, приближающиеся по экономичности (US$/ пасс.км) к среднемагистральным авиалайнерам или имеющие существенные другие преимущества (например, Citation X с 0,92 Маха). Произойдет оживление на рынках продажи самолетов вторичного владения за счет вбрасывания на рынок значительного количества относительно новых (3-7лет использования) ВС. 
  • Снизится спрос на переоборудование интерьеров салонов и применение дорогих материалов отделки. Возрастет количество полетов по найму, системы долевого владения, с уменьшением количества полетов флота собственных самолетов. 
  • Возрастет спрос на качественное техническое обслуживание и ремонт ВС бизнес-авиации. Будет происходить рост количества и объемов работ таких центров.

Проекты создания и развития аэропортовых центров деловой авиации будут пересмотрены, заморожены или сокращены.

Очень важна реакция на наступление кризисных явлений самих операторов, владельцев ВС и других субъектов деятельности бизнес-авиации. В кризисе выживут и уцелеют только те компании, которые предоставляют качественные услуги по разумным ценам. Деньги, зарабатываемые компаниями и частными лицами в области бизнес-авиации, станут трудовыми, а не спекулятивными.

Источник: BizavNews