Личный пилот дедушки Хо.

Майор авиации в отставке казанец Владимир Хусаинов с устройством "Боингов" познакомился еще в конце шестидесятых, во время войны во Вьетнаме. Он был личным пилотом дедушки Хо - первого президента социалистического Вьетнама Хо Ши Мина.

Празднование Дня гражданской авиации России в этом году было омрачено. Техкомиссия, расследовав причины осеннего крушения "Боинга-737" на окраине Перми, сделала вывод: 88 человек погибли из-за ошибки пилотов.

Казанские ветераны-авиаторы, собравшиеся 9 февраля, чтобы отметить 86-ю годовщину первого пассажирского авиарейса в стране, версию о пьянстве летчика в небе отмели сразу, считая, что этиловый спирт в крови капитана "Боинга-737" мог появиться после приема лекарств.

Роковую роль в этой истории, по мнению большинства казанских пилотов, могли сыграть приборы индикации авиагоризонта: одни и те же символы в российских и американских самолетах порой показывают совершенно противоположные значения. Там, где у россиян верх, у американцев - низ. Представьте, что водителю вдруг поменяли местами педали газа и тормоза, и поймете, что чувствует пилот, пересевший на "Боинг" с отечественной техники. Сколько бы его ни переучивали, в критической ситуации он будет действовать "на автомате". И при попытке поднять машину повыше может спикировать вниз.

Майор авиации в отставке казанец Владимир Хусаинов с устройством "Боингов" познакомился еще в конце шестидесятых, во время войны во Вьетнаме. Советских летчиков отправили туда учить северовьетнамских пилотов. Хусаинов же, кроме тренировок с иностранцами и ночных перебросок оружия и продовольствия партизанам, выполнял особую миссию. Был личным пилотом дедушки Хо - первого президента социалистического Вьетнама Хо Ши Мина.

Летающая резиденция

В этом году Владимиру Николаевичу исполнится 80 лет, но он хорошо помнит: от Москвы до Ханоя - 10 тысяч километров и 15 часов лету. Говорит, что два года учил английский - обещали направить в Африку пилотом президента Ганы. Но так совпало, что в это время в СССР как раз специально для Хо Ши Мина построили самолет, последний в своей серии "Ил-18". Для Вьетнама нужна была именно такая машина, способная взлетать и приземляться "на грунт".

Салон президентского самолета на 35 мест (в базовой модели - 110), по словам Хусаинова, роскошью не отличался: кабинет, спальня, столовая, гардероб, два туалета, но все помещения отделаны деревом. Поручение перегнать эту летающую резиденцию в Индокитай застало Хусаинова на посту заместителя командира объединенного Уральского авиаотряда.

Во Вьетнаме он пробыл с июня 1968 года по октябрь 1969-го. Английский язык не понадобился: в ходу были вьетнамский, французский и русский. На котором, кстати, сносно изъяснялся и ВИП-пассажир, проучившийся четыре года в Москве. Сложность полетов с Хо Ши Мином заключалась лишь в американских обстрелах, от которых самолет лидера нации защищали несколько истребителей "МиГ".

С летчиками президент держался просто. Приглашал в свою ханойскую резиденцию порыбачить в пруду, сажал за стол, угощал чаем. По словам Хусаинова, жил Хо Ши Мин не во дворце, а рядом, в обычном деревенском домике - копии того, что остался в родной деревне. Возможно, дело было не только в ностальгии, но и в безопасности: американцы бомбили и президентскую резиденцию, если удавалось прорвать оборону ПВО.

Медаль за борьбу с американским империализмом

Несколько лет назад Владимира Николаевича и еще двух российских офицеров вновь пригласили в Ханой, на празднование 25-й годовщины победы Вьетнама в войне с США. Встретился с бывшими учениками, которые успели дослужиться до генералов, сфотографировался у памятника разбившемуся самолету, побывал в мавзолее Хо Ши Мина и у мемориала вьетнамским партизанам, прокопавшим за время войны 270 километров подземных ходов. "Норы эти были узкие, рассчитанные на невысоких, щуплых людей, американцы в них при всем желании проникнуть не могли", - говорит Хусаинов.

В память о тех событиях у казанского пенсионера остались награды - вьетнамский орден "За боевой подвиг", полученный из рук Хо Ши Мина, и медаль "За боевую солидарность в борьбе с американским империализмом". Не менее дорог и необычный сувенир - железная расческа, вырезанная из крыла сбитого самолета "Фантом". А из последней поездки во Вьетнам привез и другой гостинец - национальную водку луамой, да не простую: из бутылки на вас, грозно развернув капюшон, глядит... змея.

За авиацию обидно

В семидесятые, вернувшись в Союз, личный пилот дедушки Хо успел полетать и с советскими руководителями. Одно время летал с главой правительства СССР Алексеем Косыгиным. Говорит, в те годы летчиков инструктировали: "Никаких вопросов начальству не задавайте". "А чего их было задавать, - смеется сейчас Владимир Николаевич. - Я тогда служил в Литве, а там весь летный состав был обеспечен квартирами, в течение года новички получали. Это когда сюда, в Татарию, приехал в 74-м году, тут 500 человек в очереди на жилье стояли, а сейчас ситуация еще хуже..."

Хусаинов вспоминает, что всего 25 лет назад из Казанского аэропорта совершалось 160 вылетов в сутки, сейчас - всего 25. На встрече в честь Дня авиации ветераны с обидой говорили о том, что стало с авиацией страны. Что государственный парк авиатехники прибрали к рукам частные компании, что топливо для авиаперелетов теперь даже госкомпании покупают у государственных же компаний через посредников, а в итоге цена билета перестала быть привлекательной для рядовых жителей страны.

"А когда-то любая пенсионерка могла позволить себе летом слетать в Сочи", - вспоминает Владимир Николаевич.

Ирина ПЛОТНИКОВА

Источник: Вечерняя Казань