Частным владельцам некуда деть самолеты

Экономический кризис ударил по частной авиации. Затраты на содержание авиапарка стали для бизнесменов непозволительной роскошью. Но и продать частный борт сейчас почти невозможно.

Экономический кризис ударил по частной авиации. Затраты на содержание авиапарка стали для бизнесменов непозволительной роскошью. Но и продать частный борт сейчас почти невозможно.

В докризисные времена при желании купить новый бизнес-джет, нужно было отстоять от двух до пяти лет в очереди. Поэтому чаще всего человек, решивший купить самолет за 30 млн долларов, и непременно завтра, временно соглашался на секонд-хенд. К лету 2008-го на вторичном рынке подержанный самолет приблизился по цене к новой машине. Но грянул кризис, очереди за самолетами исчезли. А владельцы крылатой собственности столкнулись с проблемой ее продажи. Сейчас избавиться от дорогой игрушки практически невозможно.

Редактор журнала «Джет» Александр Швыдкин так описал Business FM ситуацию с частным авиапарком: «В собственности российских граждан преобладают самолеты тяжелого класса. Это Gulfstream, Embraer Legacy 600, Boeing Business Jets, Airbus Corporate Jet — огромные и очень дорогие самолеты стоимостью от 30 до 50 и более млн долларов. Есть международный интернет-ресурс — controller.com, где размещаются объявления о продаже. На сегодняшний день объем представленных на нем предложений составляет примерно 24% от мирового парка частных реактивных воздушных судов.

Среди тех, кто хотел бы, но не может избавиться от личного самолета, бизнесмены Сергей Полонский и Шалва Чигиринский. По данным банкира Олега Тинькова, сейчас в России из 300 частных бортов продается около трети. С ноября, как заявляют эксперты, полеты частной авиации в нашей стране сократились на 30–40%, и число таких рейсов продолжает снижаться.

Но самолет, даже в ангаре, требует затрат на стоянку и обслуживание. Модная ныне писательница Елена Ленина поделилась с Business FM своим видением проблемы владельцев: «Эти дорогостоящие игрушки для миллиардеров стоят и пылятся, что тоже стоит денег для собственников. Держать их невыгодно, пользоваться ими слишком дорого, а продать — некому».

В настоящее время стали проявляться интересные тенденции, в частности, растет заполняемость частных бортов, а владельцы самолетов стали объединяться. Это позволяет хоть как-то экономить.

Еще один способ сэкономить в кризис предложил бизнесмен Олег Тиньков: «Летать эконом-классом. Нормально, кстати, ничего страшного. Мне хуже других, потому что мой рост метр девяносто, и ноги у меня не влезают между кресел. А остальные вообще должны летать эконом-классом и ни о чем плохом не думать».

Кстати, большая часть отечественного частного авиапарка базируется в зарубежных гаванях. Раньше это объяснялось драконовской пошлиной на ввоз в Россию бизнес-джетов. Сейчас пошлину отменили, остался лишь НДС, но в разгар кризиса это уже не актуально.

Источник: bfm.ru