Вчера в Москве американское агентство Forecast International представило свой прогноз спада производства в секторе авиатранспортного рынка -- деловой авиации.
Ведущие авиастроительные фирмы мира сокращают выпуск самолетов в связи с уменьшением спроса на авиаперевозки. Вчера в Москве американское агентство Forecast International представило свой прогноз спада производства в секторе авиатранспортного рынка -- деловой авиации. В тот же день европейский концерн Airbus сообщил, что пересматривает график производства своих средне- и дальнемагистральных лайнеров.
О неизбежном сокращении выпуска самолетов бизнес-класса в ближайшие пять лет объявил представитель американского аналитического агентства Forecast Int. Александр Велович на открывшемся в Москве форуме деловой авиации. Согласно его данным, в 2009--2013 годах снизят темп работы три ведущие в этом секторе авиастроительные компании: американские Cessna и Gulfstream, а также канадская Bombardier.
Например, Cessna, по словам г-на Веловича, в 2009 году намерена произвести 449 самолетов, в 2010-м -- 401, в 2011-м -- 370, в 2012-м -- 352. Только в 2013-м компания ожидает символический (на один самолет) рост годового производства -- 353 бизнес-джета.
Сходная динамика прогнозируется для Bombardier. В 2009 году эта компания собирается выпустить 127 самолетов, в 2010-м -- 113, в 2011-м -- 106, в 2012-м -- 104. А в 2013 году она хочет вернуться на уровень выпуска 106 самолетов в год. Gulfstream рассчитывает пройти «дно» спада в 2011 году, а уже с 2012-го, на год раньше конкурентов, вернуться к скромному росту производства и продаж.
Примечательно, что еще полгода назад, в августе 2008 года, Forecast Int. издало десятилетний прогноз рынка бизнес-авиации, обещая сектору устойчивое развитие в течение всего этого периода. Агентство ожидало, что за десятилетие будет выпущено 15 тыс. деловых реактивных самолетов общей стоимостью 192 млрд долл. Правда, большая часть этого флота должна была прийтись на долю так называемых «суперлегких» (а следовательно, и наиболее дешевых) бизнес-джетов. Из трех упомянутых г-ном Веловичем лидеров рынка только Cessna выпускает машины этого класса.
В августовском обзоре рынка Forecast Int. сообщало: «...Облака собираются на горизонте. Как США, так и большая часть Европы переживают замедление темпов экономического роста». Отмечая также возможность появления новых сборов и операционных ограничений, продиктованных экологическими соображениями, и рост стоимости горючего, агентство наконец предупреждало: «Количество бывших в употреблении бизнес-джетов, выставленных на продажу, несколько выросло в первые месяцы 2008 года, что часто служит признаком ослабления рынка деловых самолетов».
Правда, из всего сказанного агентство сделало тогда вывод, что выпуск самолетов этого класса «почти наверняка» будет расти в течение 2008 и 2009 годов и лишь в 2010-м начнет сокращаться. Этот момент пришел годом раньше.
В начале 2009 года крупнейшие западные корпорации в целях экономии бросились сокращать принадлежащие им частные воздушные флоты. 4 февраля Bank of America заявил, что собирается продать три бизнес-джета (из девяти, которые у него были) и единственный вертолет. Ранее, в январе, другой гигант американского финансового рынка -- Citigroup Inc. -- отказался получать самолет, заказанный до кризиса, и, по неофициальным сведениям, рассматривал возможность избавиться от трех из пяти уже имеющихся у него корпоративных реактивных судов. Тот же вопрос стоял на повестке дня у банковской группы Wells Fargo & Co.
«Хотя обвального снижения не будет, все сходятся в одном: с 2009 по 2013 год будет спад в производстве бизнес-джетов», -- сформулировал г-н Велович нынешний взгляд представляемого им агентства на будущее рынка делового самолетостроения.
Надо отметить, что рынок большого авиастроения для массовых воздушных перевозок демонстрирует сходные симптомы. Airbus, специализирующийся на воздушных судах для средних и дальних маршрутов, вчера объявил о пересмотре графика производства семейств самолетов А320 и А330/А340. С октября 2009 года темп выпуска А320 сократится с 36 до 34 лайнеров в месяц. Темпы производства широкофюзеляжных лайнеров семейства А330/А340 останутся на существующем уровне, 8,5 самолета в месяц, и не будут увеличены, как планировалось ранее. Этот шаг продиктован неопределенностью на рынке авиаперевозок в связи с мировым экономическим кризисом, сообщил концерн. Президент Airbus Том Эндерс заявил: «Я не исключаю дальнейшего пересмотра наших производственных планов в случае возникновения такой необходимости».
О неизбежном сокращении выпуска самолетов бизнес-класса в ближайшие пять лет объявил представитель американского аналитического агентства Forecast Int. Александр Велович на открывшемся в Москве форуме деловой авиации. Согласно его данным, в 2009--2013 годах снизят темп работы три ведущие в этом секторе авиастроительные компании: американские Cessna и Gulfstream, а также канадская Bombardier.
Например, Cessna, по словам г-на Веловича, в 2009 году намерена произвести 449 самолетов, в 2010-м -- 401, в 2011-м -- 370, в 2012-м -- 352. Только в 2013-м компания ожидает символический (на один самолет) рост годового производства -- 353 бизнес-джета.
Сходная динамика прогнозируется для Bombardier. В 2009 году эта компания собирается выпустить 127 самолетов, в 2010-м -- 113, в 2011-м -- 106, в 2012-м -- 104. А в 2013 году она хочет вернуться на уровень выпуска 106 самолетов в год. Gulfstream рассчитывает пройти «дно» спада в 2011 году, а уже с 2012-го, на год раньше конкурентов, вернуться к скромному росту производства и продаж.
Примечательно, что еще полгода назад, в августе 2008 года, Forecast Int. издало десятилетний прогноз рынка бизнес-авиации, обещая сектору устойчивое развитие в течение всего этого периода. Агентство ожидало, что за десятилетие будет выпущено 15 тыс. деловых реактивных самолетов общей стоимостью 192 млрд долл. Правда, большая часть этого флота должна была прийтись на долю так называемых «суперлегких» (а следовательно, и наиболее дешевых) бизнес-джетов. Из трех упомянутых г-ном Веловичем лидеров рынка только Cessna выпускает машины этого класса.
В августовском обзоре рынка Forecast Int. сообщало: «...Облака собираются на горизонте. Как США, так и большая часть Европы переживают замедление темпов экономического роста». Отмечая также возможность появления новых сборов и операционных ограничений, продиктованных экологическими соображениями, и рост стоимости горючего, агентство наконец предупреждало: «Количество бывших в употреблении бизнес-джетов, выставленных на продажу, несколько выросло в первые месяцы 2008 года, что часто служит признаком ослабления рынка деловых самолетов».
Правда, из всего сказанного агентство сделало тогда вывод, что выпуск самолетов этого класса «почти наверняка» будет расти в течение 2008 и 2009 годов и лишь в 2010-м начнет сокращаться. Этот момент пришел годом раньше.
В начале 2009 года крупнейшие западные корпорации в целях экономии бросились сокращать принадлежащие им частные воздушные флоты. 4 февраля Bank of America заявил, что собирается продать три бизнес-джета (из девяти, которые у него были) и единственный вертолет. Ранее, в январе, другой гигант американского финансового рынка -- Citigroup Inc. -- отказался получать самолет, заказанный до кризиса, и, по неофициальным сведениям, рассматривал возможность избавиться от трех из пяти уже имеющихся у него корпоративных реактивных судов. Тот же вопрос стоял на повестке дня у банковской группы Wells Fargo & Co.
«Хотя обвального снижения не будет, все сходятся в одном: с 2009 по 2013 год будет спад в производстве бизнес-джетов», -- сформулировал г-н Велович нынешний взгляд представляемого им агентства на будущее рынка делового самолетостроения.
Надо отметить, что рынок большого авиастроения для массовых воздушных перевозок демонстрирует сходные симптомы. Airbus, специализирующийся на воздушных судах для средних и дальних маршрутов, вчера объявил о пересмотре графика производства семейств самолетов А320 и А330/А340. С октября 2009 года темп выпуска А320 сократится с 36 до 34 лайнеров в месяц. Темпы производства широкофюзеляжных лайнеров семейства А330/А340 останутся на существующем уровне, 8,5 самолета в месяц, и не будут увеличены, как планировалось ранее. Этот шаг продиктован неопределенностью на рынке авиаперевозок в связи с мировым экономическим кризисом, сообщил концерн. Президент Airbus Том Эндерс заявил: «Я не исключаю дальнейшего пересмотра наших производственных планов в случае возникновения такой необходимости».
По материалам "Время новостей"