Артем Пастухов - Генеральный директор Jet Trading Group ответил на ряд вопросов BizavNews и обозначил тенденции развития рынка продаж самолетов на вторичном рынке
Артем Пастухов ответил на ряд вопросов BizavNews и обозначил тенденции развития рынка продаж самолетов на вторичном рынке
Каковы тенденции в настоящее время на вторичном рынке бизнес джетов? Выставление самолетов на продажу продолжается столь же активно или темпы снижаются?
Увеличения общего числа, выставленных на продажу самолетов продолжается растущими темпами. Данный трэнд был актуален для всего прошедшего года, однако наибольшие темпы прироста пришлись на период с октября месяца. Общий рост за год объемов предложения на вторичном рынке составил около 70%. Что касается новых поступлений на вторичный рынок продаж бизнес самолетов, то здесь ситуация менее однозначная. Первая половина года прошла более менее ровно с точки зрения появления новых предложений. Всплеск количества выставляемых на продажу самолетов пришелся на октябрь (322), с дальнейшей коррекцией, ввиду существенного снижения спроса на рынке и соответственно выжидающей позицией как покупателей, так и продавцов.
Однако, в целом, безусловно на рынке преобладает восходящий тренд выставляемых на продажу самолетов, приходящийся на всю вторую половину 2008 года. Так, если сравнивать средний месячный объем поступивших в продажу ВС за первую половину года и соответственно вторую половину 2008, то рост составил порядка 25%. Разница темпов роста общего количества выставленных на продажу ВС и темпов прироста поступающих в в продажу ВС главным образом обусловлена существенным снижением количества сделок.
Что касается сценария дальнейшего развития, то по нашим оценкам увеличение объема предложения и снижения уровня спроса продолжится как минимум до 2011 года, а возвращение к ситуации 2007, начала 2008 года может произойти не ранее 2013-2014 года.
Насколько ситуация на вторичном рынке ВС, принадлежащих условно российским владельцам, повторяет ситуацию на глобальном рынке?
Довольно сложно получить 100 % достоверную статистику, отражающую ситуацию с ВС принадлежащих условно российским владельцам. Поэтому, целесообразно рассмотреть ситуацию в разрезе рынка Северной Америки, который по-прежнему занимает более 70% и что происходит в остальном мире. Это даст косвенную индикацию тренда и на российском рынке.
Так, объем предложения в Америке поступательно рос на протяжении всего 2008 и начала 2009, достигнув показателя 1813 ВС, что в сравнении с тем же периодом 2008 года дает прирост в 59%.
Вместе с тем, ситуация за пределами Америки развивалась по несколько другому сценарию. Здесь, четко видна тенденция резкого увеличения объема предложения начиная с конца лета 2008, что привело к достижению показателя в 732 ВС по состоянию на январь 2009, что более чем в 2 раза превышает показатель февраля 2008.
Можно, с уверенностью сказать, что данная ситуация характерна и для российских владельцев. Более того, смею предположить, что дела у нас обстоят, еще хуже. По моим оценкам, порядка трети условно российского флота выставлено на продажу (как on market, так и off market), а еще треть готова продать самолет, в случае поступления адекватного по условиям предложения.
В условиях, как выяснилось, чрезмерной долговой нагрузки российского бизнеса, где залогом по кредитам выступали акции или производственные активы, оцененные по докризисным котировкам, падения темпов промышленного производства, снижения цены на энергоресурсы и другое экспортно-ориентированное сырье, а также существенного удорожания денег на мировых финансовых рынках, российские владельцы ВС оказались в следующей ситуации:
- margin call по кредитам, ввиду падения котировок акций, вынуждает продавать личную собственность (в том числе самолеты) для погашения кредитов
- невозможность получения рефинансирования
- необходимость продавать личную собственность (в том числе самолеты) для поддержания оборотного капитала компании, в условиях невозможности привлечения банковского финансирования
- отсутствия необходимости в бизнес авиации, в условиях экономии денежных средств
- банкротство компаний и продажа корпоративной и личной собственности
В итого, есть все основания предполагать продление тенденции к продаже самолетов и снижению спроса на приобретение самолетов в краткосрочной и среднесрочной перспективе в России.
Как эта ситуация влияет на цены на вторичном рынке?
Безусловно мировой финансовый кризис оказывает существенное негативное влияние на уровни запрашиваемых цен. Так на приведенном графике показана динамика изменения запрашиваемых цен по самолетам Global 5000, 2005 года выпуска, Challenger 604 (один из самых популярных бизнес самолетов в России), 2000 года выпуска и Lear Jet 60, также 2000 года выпуска. Во всех трех случаях, наблюдается резкое снижение цены в 4 квартале 2008 года. Вместе с тем, до этого, начиная с 2003 – 2004 года самолеты практически не падали в цене, а в случае с Global 5000 и Challenger 604 был виден рост стоимости, что объясняется конъюнктурой рынка в тот период в сегментах mid-size и large size.
Таким образом, очевидно, что к середине лета 2008 рынок был существенно перегрет и при наступлении резкого ухудшения общемировой экономической ситуации, мыльный пузырь лопнул. Так, в 4 квартале 2008 запрашиваемые цены упали на 10-20% в зависимости от типа самолета и понижающий тренд продолжается.
Однако стоит отметить, что запрашиваемая цена не есть цена закрытия сделки. Больше нет ситуации когда продавец заявляет, что торг не уместен. Торговаться и уступать в цене готовы все. В условиях резкого снижения спроса, это единственно правильный подход. Поэтому в некоторых случаях дисконт при продаже может составлять до 50 %.
Отдельная история – это перепродажа очередей на поставку новых самолетов. В период безудержного роста спроса на самолеты и огромных очередей на поставку новых самолетов, наблюдался значительный приток спекулятивного капитал в сегмент перепродажи позиций на поставку новых самолетов, в расчете на заработок сверхприбыли в условиях дисбалансированной конъюнктуры спроса и предложения, а также очередей на поставку новых самолетов у производителей, которые достигали 5-6 лет.
Более того, гонка за сверхприбылью, зачастую приводила к тому, что спекулянты покупали очереди заведомо не располагая 100 % средств на оплату самолета, в расчете перепродать поставку до наступления основных выплат по контрактам.
И тут случилось, то что случилось. Продажи встали. Тем временем приближался срок очередного платежа производителю, а денег и покупателей не было. Началось снижение цены. А сейчас они готовы продавать эти самолеты за те деньги, которые они заплатили производителю и даже делать скидку до 10%, так как в противном случае они вынуждены будут оплатить штрафы производителю до 10 - 15% от стоимости самолета, если они откажутся от оплаты.
Интерес к покупке ВС нулевой, или он все таки есть? Можно ли теоретически извлечь пользу из текущей ситуации?
Очевидно, что в сложившихся экономических условиях, спрос на покупку как новых, так и поддержанных самолетов существенно сокращается. Однако, нельзя заявить, что он вообще исчез. На данном слайде приведены данные по количеству сделок на мировом вторичном рынке бизнес самолетов. Как видно, тенденция не дает много поводов для оптимизма. Спад за год составил порядка 45%.
Ситуация развернулась диаметрально на 180% от рынка продавца до рынка покупателя. Более того, происходит существенная дифференцация спроса по сегментам рынка. Относительно не ликвидный товар, а это самолеты старше 10 лет, с историей повреждений, большим налетом часов, близостью капремонта, устаревшей авионикой и т.д. продаются только с очень большой скидкой. Сегмент small size замер, midsize практически не продается. Где еще наблюдается активность, так это сегмент больших самолетов.
Вообщем, поведение покупателей (а они безусловно есть) сегодня можно охарактеризовать ожиданием продолжения снижения цен. Как долго будет продолжаться эта ситуация сказать сложно. Однако, думаю что ближайшие полгода – дадут уникальную возможность покупателям найти самые лучшие варианты по покупке самолета у отчаявшихся от безвыходности владельцев. Сегодня очень хорошо быть на месте покупателя.
Источник: BizavNews