Покупка легкого воздушного судна и возможность его использования в качестве личного транспортного средства наравне с автомобилем интересует наших читателей. Поступающие в редакцию вопросы, как правило, повторяются или похожи. Мы выбрали из них те, которые поступают чаще всего.
Покупка легкого воздушного судна и возможность его использования в качестве личного транспортного средства наравне с автомобилем интересует наших читателей. Поступающие в редакцию вопросы, как правило, повторяются или похожи. Мы выбрали из них те, которые поступают чаще всего. Конечно, специалистам приведенные здесь ответы известны, но уровень знаний нашей аудитории в обсуждаемой области довольно разный. Наберитесь терпения, поскольку текст изобилует специфичной лексикой. Итак, начнем.
— Я слышал, что некоторые владельцы, ставшие «счастливыми обладателями» крылатой машины, позже с досадой выясняли, что на ней нельзя летать. Поясните, на каких воздушных судах можно летать в России законно?
— Отметим важный факт: в России МОЖНО летать! Если вы намереваетесь приобрести ВС: самолет, вертолет или другой летательный аппарат, то ваши права на владение ВС и использование воздушного пространства закреплены в Воздушном кодексе (ст. 7, ст. 11 ВК РФ).
Чтобы заниматься авиационной деятельностью, вам предстоит основательно изучить основные положения ВК РФ, Федеральные авиационные правила (ФАП) и Федеральные правила использования воздушного пространства (ФП ИВП). Поэтому, отвечая далее на вопросы, мы будем давать ссылки на соответствующие нормативно-правовые акты.
Воздушное судно допускается к полету, если выполнены следующие требования (ст. 66 ВК РФ):
— имеются государственные и регистрационные знаки;
— проведена необходимая подготовка;
— на борту наличествует соответствующая документация.
Для выполнения первого требования нужно руководствоваться «Правилами государственной регистрации гражданских воздушных судов РФ» (Пр. Минтранса №85, 2007 г.), которые определяют процедуры получения Свидетельства о госрегистрации и опознавательных знаков, наносимых на воздушное судно.
Условия второго требования изложены в Федеральных авиационных правилах «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации РФ» (ФАП-108, 2008 г).
И наконец, на третьем остановимся подробнее. Согласно российским и международным требованиям, на борту каждого ВС должны быть судовые документы, в том числе и сертификат летной годности (СЛГ). Этот документ подтверждает, что ВС соответствует стандартам летной годности и охране окружающей среды и допускается к эксплуатации в течение указанного в нем срока (года или двух). Для наглядности можно провести некоторую аналогию СЛГ с талоном техосмотра автомобиля. Как известно, этот талон разрешает эксплуатацию автомобиля в установленные сроки.
Не менее важно понимать то, что процедуры регистрации ВС, в результате которых выдаётся российский номер с префиксом «RA-», подтверждающий его принадлежность к гражданской авиации, не влекут за собой автоматического получения СЛГ. Процедура получения СЛГ — отдельная самостоятельная задача, подлежащая государственному регулированию. Государственный контроль за летной годностью ВС осуществляется на этапах разработки, производства и эксплуатации (ст. 37 ВК РФ).
Таким образом, закон разрешает эксплуатировать ВС при наличии действующего СЛГ (удостоверения о годности к полетам). И чаще всего соблюдение именно этого обязательного условия становится камнем преткновения для частных владельцев ВС.
— Как получить сертификат летной годности?
— СЛГ выдается ВС, которое имеет один из двух документов (ст. 36 ВК РФ): Сертификат типа (СТ) или Акт оценки конкретного воздушного судна на его соответствие требованиям к летной годности гражданских ВС и природоохранным требованиям (АО). При этом существуют ограничения по эксплуатации ВС в зависимости от того, на основании какого из этих документов получен СЛГ: если на основании сертификата типа, то на таком ВС можно осуществлять коммерческие воздушные перевозки, а если на основании акта оценки — нет. Так что если ВС будет использоваться только в авиации общего назначения, то для получения СЛГ подходят оба документа.
— А как узнать, какие документы есть у конкретного воздушного судна?
— Сертификаты типов ВС отечественной и зарубежной разработки выдает Межгосударственный авиационный комитет (МАК). Чтобы узнать, есть ли сертификат типа у ВС, которое вы присмотрели для покупки, необходимо обратиться в эту организацию. Для начала информацию можно поискать на официальном сайте в списке сертифицированных типов ВС. Если у вашего ВС есть сертификат типа МАК, надо выяснить, входит ли серийный номер конкретного ВС в перечень номеров, указанных в карте данных, прилагаемой к СТ. Если интересующего вас номера в нем нет, то ВС считается не имеющим сертификата типа.
Если Вы убедились в наличии СТ, то для такого воздушного судна порядок получения СЛГ осуществляется в соответствии с федеральными авиационными правилами: «Экземпляр ВС. Требования и процедуры сертификации» (ФАП-132, 2003 г.). Кроме того, если вы приобретаете новое ВС, которое в процессе серийного производства прошло в установленном порядке испытания и проверки, то по их завершению ему также выдается СЛГ.
Если сертификата типа у ВС нет, действует механизм получения удостоверения о годности к полетам (СЛГ) на основании Акта оценки. О порядке применения такой процедуры мы расскажем в следующем выпуске AJS. Отметим, что в настоящее время началась разработка проекта новых ФАП, регулирующих эту деятельность.
Сертификаты типа на легкие ВС
(максимальный взлетный вес не более 5700 кг, в т.ч. вертолет – не более 3100 кг)
Тип воздушного судна / модификация | Количество двигателей | Дата выдачи СТ АР МАК | Компания-разработчик | |
Вертолеты | ||||
Ми-34С | 1 | 15.05.1995 | ОАО «Миль» | |
Самолеты турбовинтовые | ||||
| ||||
M-101Т «Гжель» | 1 | 15.06.2005 | ОАО «НАЗ «Сокол» | |
СМ-92Т «Турбо-Финист» | 1 | 18.12.2008 | ООО НКФ «Техноавиа» | |
Самолеты поршневые | ||||
| ||||
Су-29 | 1 | 05.07.1994 | АНТК «ОКБ Сухого» | |
Ил-103 | 1 | 15.02.1996 | АО «АК им. С. В. Ильюшина» | |
Авиатика-МАИ-890 | 1 | 17.12.1999 | ОСКБЭС МАИ | |
И-1Л | 1 | 01.12.2000 | ЗАО «Интеравиа» | |
«Корвет» (самолет-амфибия) | 2 | 26.12.2001 | ООО «Гидроплан» | |
Бе-103 (самолет-амфибия) | 2 | 26.12.2001 | АО «ТАНКТ им. Г. М. Бериева» | |
Як-54 | 1 | 22.11.2002 | ОАО «ОКБ им. А. С. Яковлева» | |
Су-31М | 1 | 01.07.2005 | ОАО «ОКБ Сухого» | |
«Аккорд-201» | 2 | 27.02.2007 | ЗАО НПО «Авиа ЛТД» | |
А-27М | 1 | 04.08.2008 | ООО «СК «Авантаж» | |
* ВК РФ (ст. 36), СЛГ выдается и на основании Аттестата о годности к эксплуатации. Его имеют два типа легких ВС: Як-18Т (Аттестат от 29.03.1976 г. с доп. от 07.05.2008 г ) и Ан-2 | ||||
Вертолеты газотурбинные | ||||
| ||||
BO 105CB-4 / CB-5 / CBS-4 / CBS-5 | 2 | 09.12.1995 | Eurocopter (Germany) | |
AS 350 B / B1 / B2 / BA / B3; EC130 B4 | 1 | 14.06.1996
12.10.2006 | Eurocopter (France) | |
AS 355 N / E / F / F1 / F2 | 2 | 06.12.1996 | Eurocopte (France) | |
Agusta A109E / S | 2 | 24.05.1999 | Agusta (Italy) | |
Bell 407 | 1 | 24.05.1999 | Bell Helicopter Textron (Canada) | |
Bell 206B | 1 | 07.07.2005 | Bell Helicopter Textron (Canada) | |
PZL-SW-4 | 1 | 29.07.2005 | PZL-Swidnik SA (Poland) | |
Bell 427 | 2 | 02.06.2006 | Bell Helicopter Textron (Canada) | |
Eurocopter EC120B | 1 | 12.10.2006 | Eurocopter (France) | |
Eurocopter EC135T2+ / P2+ | 2 | 27.06.2007 | Eurocopter (Germany) | |
MD900 | 2 | 21.11.2008 | MD Helicopters, Inc (USA) | |
Вертолеты поршневые | ||||
Robinson R-44 / R-44II | 1 | 28.01.2002 | Robinson Helicopter Company (USA) | |
Robinson R22 BETA | 1 | 02.11.2005 | Robinson Helicopter Company (USA) | |
Самолеты реактивные | ||||
Cessna 525 Citation Jet / CJl+ / CJ2+ / CJ3 | 2 | 04.09.1998 | Cessna Aircraft Company (USA) | |
Premier (Model 390) | 2 | 01.10.2008 | Hawker Beechcraft Corporation (USA) | |
Самолеты турбовинтовые | ||||
| ||||
Cessna 208 / 208B | 1 | 04.09.1998 | Cessna Aircraft Company (USA) | |
Pilatus PC-12; 12/45/ 12/47 12/47E | 1 | 27.09.2004 | Pilatus Aircraft, Ltd. (Switzerland) | |
Piper PA-46 (Меridian) | 1 | 21.11.2008 | Piper Aircraft, Inc. (USA) | |
Самолеты поршневые | ||||
| ||||
DV20 KATANA | 1 | 05.08.1997 | Diamond Aircraft (Austria) | |
HK-36TC (мотопланер) | 1 | 05.08.1997 | Diamond Aircraft (Austria) | |
Cessna 206H / T206H | 1 | 02.11.2005 | Cessna Aircraft Company (USA) | |
Cessna l72R / 172S | 1 | 02.11.20005 | Cessna Aircraft Company (USA) | |
Cessna 182T / Tl82T | 1 | 02.11.2005 | Cessna Aircraft Company (USA) | |
Diamond DA 40D | 1 | 07.10.2008 | Diamond Aircraft (Austria) | |
Diamond DA 42 | 2 | 07.10.2008 | Diamond Aircraft (Austria) | |
Piper PA-34 | 2 | 21.11.2008 | Piper Aircraft, Inc. (USA) | |
Piper PA-44 | 2 | 21.11.2008 | Piper Aircraft, Inc. (USA) | |
Piper PA-46 (Мalibu) | 1 | 21.11.2008 | Piper Aircraft, Inc. (USA) |
Итоговое количество сертифицированных типов ВС
Российского производства | Классификация | Количество типов |
Вертолеты | газотурбинные | — |
поршневые | 1 | |
Самолеты | реактивные | — |
турбовинтовые | 2 | |
поршневые | 10 | |
Всего | 13 |
Зарубежного производства | Классификация | Количество типов |
Вертолеты | газотурбинные | 11 |
поршневые | 2 | |
Самолеты | реактивные | 2 |
турбовинтовые | 3 | |
поршневые | 10 | |
Всего | 28 |
Источник: AeroJet