От винта! Подготовка к полету...

Покупка легкого воздушного судна и возможность его использования в качестве личного транспортного средства наравне с автомобилем интересует наших читателей. Поступающие в редакцию вопросы, как правило, повторяются или похожи. Мы выбрали из них те, которые поступают чаще всего.

Покупка легкого воздушного судна и возможность его использования в качестве личного транспортного средства наравне с автомобилем интересует наших читателей. Поступающие в редакцию вопросы, как правило, повторяются или похожи. Мы выбрали из них те, которые поступают чаще всего. Конечно, специалистам приведенные здесь ответы известны, но уровень знаний нашей аудитории в обсуждаемой области довольно разный. Наберитесь терпения, поскольку текст изобилует специфичной лексикой. Итак, начнем.

— Я слышал, что некоторые владельцы, ставшие «счастливыми обладателями» крылатой машины, позже с досадой выясняли, что на ней нельзя летать. Поясните, на каких воздушных судах можно летать в России законно?

— Отметим важный факт: в России МОЖНО летать! Если вы намереваетесь приобрести ВС: самолет, вертолет или другой летательный аппарат, то ваши права на владение ВС и использование воздушного пространства закреплены в Воздушном кодексе (ст. 7, ст. 11 ВК РФ).

Чтобы заниматься авиационной деятельностью, вам предстоит основательно изучить основные положения ВК РФ, Федеральные авиационные правила (ФАП) и Федеральные правила использования воздушного пространства (ФП ИВП). Поэтому, отвечая далее на вопросы, мы будем давать ссылки на соответствующие нормативно-правовые акты.

Воздушное судно допускается к полету, если выполнены следующие требования (ст. 66 ВК РФ):

— имеются государственные и регистрационные знаки;

— проведена необходимая подготовка;

— на борту наличествует соответствующая документация.

Для выполнения первого требования нужно руководствоваться «Правилами государственной регистрации гражданских воздушных судов РФ» (Пр. Минтранса №85, 2007 г.), которые определяют процедуры получения Свидетельства о госрегистрации и опознавательных знаков, наносимых на воздушное судно.

Условия второго требования изложены в Федеральных авиационных правилах «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации РФ» (ФАП-108, 2008 г).

И наконец, на третьем остановимся подробнее. Согласно российским и международным требованиям, на борту каждого ВС должны быть судовые документы, в том числе и сертификат летной годности (СЛГ). Этот документ подтверждает, что ВС соответствует стандартам летной годности и охране окружающей среды и допускается к эксплуатации в течение указанного в нем срока (года или двух). Для наглядности можно провести некоторую аналогию СЛГ с талоном техосмотра автомобиля. Как известно, этот талон разрешает эксплуатацию автомобиля в установленные сроки.

Не менее важно понимать то, что процедуры регистрации ВС, в результате которых выдаётся российский номер с префиксом «RA-», подтверждающий его принадлежность к гражданской авиации, не влекут за собой автоматического получения СЛГ. Процедура получения СЛГ — отдельная самостоятельная задача, подлежащая государственному регулированию. Государственный контроль за летной годностью ВС осуществляется на этапах разработки, производства и эксплуатации (ст. 37 ВК РФ).

Таким образом, закон разрешает эксплуатировать ВС при наличии действующего СЛГ (удостоверения о годности к полетам). И чаще всего соблюдение именно этого обязательного условия становится камнем преткновения для частных владельцев ВС.

— Как получить сертификат летной годности?

— СЛГ выдается ВС, которое имеет один из двух документов (ст. 36 ВК РФ): Сертификат типа (СТ) или Акт оценки конкретного воздушного судна на его соответствие требованиям к летной годности гражданских ВС и природоохранным требованиям (АО). При этом существуют ограничения по эксплуатации ВС в зависимости от того, на основании какого из этих документов получен СЛГ: если на основании сертификата типа, то на таком ВС можно осуществлять коммерческие воздушные перевозки, а если на основании акта оценки — нет. Так что если ВС будет использоваться только в авиации общего назначения, то для получения СЛГ подходят оба документа.

— А как узнать, какие документы есть у конкретного воздушного судна?

— Сертификаты типов ВС отечественной и зарубежной разработки выдает Межгосударственный авиационный комитет (МАК). Чтобы узнать, есть ли сертификат типа у ВС, которое вы присмотрели для покупки, необходимо обратиться в эту организацию. Для начала информацию можно поискать на официальном сайте в списке сертифицированных типов ВС. Если у вашего ВС есть сертификат типа МАК, надо выяснить, входит ли серийный номер конкретного ВС в перечень номеров, указанных в карте данных, прилагаемой к СТ. Если интересующего вас номера в нем нет, то ВС считается не имеющим сертификата типа.

Если Вы убедились в наличии СТ, то для такого воздушного судна порядок получения СЛГ осуществляется в соответствии с федеральными авиационными правилами: «Экземпляр ВС. Требования и процедуры сертификации» (ФАП-132, 2003 г.). Кроме того, если вы приобретаете новое ВС, которое в процессе серийного производства прошло в установленном порядке испытания и проверки, то по их завершению ему также выдается СЛГ.

Если сертификата типа у ВС нет, действует механизм получения удостоверения о годности к полетам (СЛГ) на основании Акта оценки. О порядке применения такой процедуры мы расскажем в следующем выпуске AJS. Отметим, что в настоящее время началась разработка проекта новых ФАП, регулирующих эту деятельность.

Сертификаты типа на легкие ВС
(максимальный взлетный вес не более 5700 кг, в т.ч. вертолет – не более 3100 кг)

Тип воздушного судна / модификация Количество двигателейДата выдачи СТ АР МАККомпания-разработчик
Вертолеты
Ми-34С115.05.1995 ОАО «Миль»
Самолеты турбовинтовые
M-101Т «Гжель»115.06.2005ОАО «НАЗ «Сокол»
СМ-92Т «Турбо-Финист» 118.12.2008 ООО НКФ «Техноавиа»
Самолеты поршневые
Су-29105.07.1994АНТК «ОКБ Сухого»
Ил-103115.02.1996АО «АК им. С. В. Ильюшина»
Авиатика-МАИ-890117.12.1999ОСКБЭС МАИ
И-1Л101.12.2000ЗАО «Интеравиа»
«Корвет» (самолет-амфибия)226.12.2001ООО «Гидроплан»
Бе-103 (самолет-амфибия)226.12.2001АО «ТАНКТ им. Г. М. Бериева»
Як-54122.11.2002ОАО «ОКБ им. А. С. Яковлева»
Су-31М101.07.2005ОАО «ОКБ Сухого»
«Аккорд-201»227.02.2007ЗАО НПО «Авиа ЛТД»
А-27М104.08.2008ООО «СК «Авантаж»
* ВК РФ (ст. 36), СЛГ выдается и на основании Аттестата о годности к эксплуатации. Его имеют два типа легких ВС: Як-18Т (Аттестат от 29.03.1976 г. с доп. от 07.05.2008 г ) и Ан-2
Вертолеты газотурбинные
BO 105CB-4 / CB-5 / CBS-4 / CBS-5209.12.1995Eurocopter (Germany)
AS 350 B / B1 / B2 / BA / B3; EC130 B4114.06.1996
12.10.2006
Eurocopter (France)
AS 355 N / E / F / F1 / F2206.12.1996Eurocopte (France)
Agusta A109E / S224.05.1999Agusta (Italy)
Bell 407124.05.1999Bell Helicopter Textron (Canada)
Bell 206B 107.07.2005Bell Helicopter Textron (Canada)
PZL-SW-4129.07.2005PZL-Swidnik SA (Poland)
Bell 427 202.06.2006Bell Helicopter Textron (Canada)
Eurocopter EC120B 112.10.2006Eurocopter (France)
Eurocopter EC135T2+ / P2+227.06.2007Eurocopter (Germany)
MD900221.11.2008MD Helicopters, Inc (USA)
Вертолеты поршневые
Robinson R-44 / R-44II128.01.2002Robinson Helicopter Company (USA)
Robinson R22 BETA102.11.2005Robinson Helicopter Company (USA)
Самолеты реактивные
Cessna 525 Citation Jet / CJl+ / CJ2+ / CJ3204.09.1998Cessna Aircraft Company (USA)
Premier (Model 390)201.10.2008Hawker Beechcraft Corporation (USA)
Самолеты турбовинтовые
Cessna 208 / 208B104.09.1998Cessna Aircraft Company (USA)
Pilatus PC-12; 12/45/ 12/47 12/47E127.09.2004Pilatus Aircraft, Ltd. (Switzerland)
Piper PA-46 (Меridian)121.11.2008Piper Aircraft, Inc. (USA)
Самолеты поршневые
DV20 KATANA105.08.1997Diamond Aircraft (Austria)
HK-36TC (мотопланер)105.08.1997Diamond Aircraft (Austria)
Cessna 206H / T206H102.11.2005Cessna Aircraft Company (USA)
Cessna l72R / 172S102.11.20005Cessna Aircraft Company (USA)
Cessna 182T / Tl82T102.11.2005Cessna Aircraft Company (USA)
Diamond DA 40D107.10.2008Diamond Aircraft (Austria)
Diamond DA 42207.10.2008Diamond Aircraft (Austria)
Piper PA-34221.11.2008Piper Aircraft, Inc. (USA)
Piper PA-44221.11.2008Piper Aircraft, Inc. (USA)
Piper PA-46 (Мalibu)121.11.2008Piper Aircraft, Inc. (USA)

Итоговое количество сертифицированных типов ВС

Российского производства Классификация Количество типов
Вертолетыгазотурбинные
поршневые1
Самолетыреактивные
турбовинтовые2
поршневые10
Всего  13


Зарубежного производства Классификация Количество типов
Вертолетыгазотурбинные11
поршневые2
Самолетыреактивные2
турбовинтовые3
поршневые10
Всего  28

Источник: AeroJet