К сожалению нельзя сказать ничего позитивного про транспортную инфраструктуру в регионах. Зачастую отсутствует развитая транспортная инфраструктура с регионом, а добраться из федеральных центров остается одним возможным способом - авиатранспортом.
Максим Федосов - исполнительный директор UBAA оценил современное положение дел в региональной авиации России, ответив на ряд вопросов BizavNews.
Что происходит сегодня в регионах и насколько ситуация критична?
Сегодня мы с вами анализируем положение дел в региональной авиации, обсуждаем экономическое развитие регионов Российской Федерации. Я не буду давать развёрнутую характеристику состояния дел в региональной авиации и ее потенциал – это нам всем хорошо известно.
Большинство регионов имеют ряд экономических и географических преимуществ, и практически каждый регион занимает также ведущее положение по отдельным видам полезных ископаемых, которые стратегически важны для нашей страны, для бизнеса.
На территории практически каждого региона, края, области, расположены крупные месторождения полезных ископаемых, редких и драгоценных металлов. За последние годы показатели большинства регионов, отражающие экономический рост в регионах, в целом вышли на положительную динамику. Во многом это следствие той работы, которая ведётся руководством областей, и целенаправленной поддержки со стороны федеральной власти.
К сожалению нельзя сказать ничего позитивного про транспортную инфраструктуру в регионах. Зачастую отсутствует развитая транспортная инфраструктура с регионом, а добраться из федеральных центров остается одним возможным способом - авиатранспортом. В целом картина по стране плачевная и особую обеспокоенность создаёт неудовлетворительное состояние значительной части аэропортов. В основном это, конечно, связано с дефицитом средств региональных бюджетов. А объем рейсов вскоре будет только расти.
Как эти проблемы решаются на государственном уровне
На совещаниях практически в каждом регионе Президент России – Дмитрий Медведев – ставит задачи перед руководством края: цитирую
«ещё одна очень важная задача – это совершенствование транспортной инфраструктуры. Она [транспортная инфраструктура] играет ключевую роль в развитии экономики области, в повышении мобильности населения. Без развития транспортной инфраструктуры крупные проекты по развитию ресурсной базы, вовлечению новых месторождений будут неосуществимы. Это большая проблема для всей страны. Выполняются ли эти указания?!
По словам Дмитрия Медведева:
«Государство вкладывало и будет вкладывать в эту сферу – развитие транспортной инфраструктуры - значительные средства. И, конечно, в самое ближайшее время мы обязаны приступить к модернизации аэродромов, морских и речных портов, увеличению объёмов пассажирских перевозок и грузоперевозок.» Так ли это на самом деле?
Проблемы развития, восстановления аэропортов невозможно решить регионам в одиночку. Их могут решить лишь крупные инвестиционные проекты. Существует, также острая необходимость развития малой авиации. Положительно можно оценить инициативы авиакомпаний Регион Авиа и DEXTER.
Очевидна острая потребность в услугах авиа-такси со стороны корпоративных клиентов с регулярной частотой перемещения персонала на маршрутах, не обслуживаемых авиакомпаниями на регулярной основе.
Что же касается выполнения рейсов в региональные аэропорты на воздушных судах делового класса – деловой авиации – то проблем здесь множество?
Каковы проблемы? Их достаточно, они являются проблемами, которые характерны для всей нашей страны, практически для каждого регионального аэропорта.
Первое: отсутствие развитой инфраструктуры, в том числе и взлетно-посадочные полосы, оставляющие желать лучшего, которые не годятся для приема любых иностранных самолетов.
Второе: Недостаточная техническая составляющая: это и устаревшая метериально-техническая база, устаревшее оборудование, зачастую подходящее только для самолетов российского производства.
Третье: Неквалифицированный персонал. Организовать переобучение, переквалификацию, и это необходимо, на мой взгляд, задача региональных властей.
Четвертое: Большинство аэропортов не сертифицированы для приема большинства бизнес самолетов иностранного производства. Необходимо получение разовых разрешений Ространснадзора, и этот процесс не из приятных. Зачастую такое разрешение авиакомпания для выполнения конкретного рейса не может получить, и рейс не выполняется. В результате видны экономические потери как для самого аэропорта, так и для региона, так и для государства. Ведь большинство визитов в регионы связаны именно с инвестиционной привлекательностью того или иного региона.
Пятое: Невозможность выполнять рейсы на ВС бизнес класса, в основном иностранного производства и регистрации, в российские аэропорты.
Шестое: Несовершенное авиационное законодательство.
А кризис, экономический кризис, безусловно, будет иметь не только негативные последствия, но должен создать и ряд новых возможностей, в частности, по освоению новых рыночных пространств, новых рыночных ниш для того, чтобы мы по-настоящему занялись ростом развитием региональных аэропортов и не только.
Строительство специализированных терминалов для обслуживания пассажиров деловой авиации вопрос чрезвычайно актуальный и интересный. Но стоит исходить из реального объема рейсов, выполняемых в каждый отдельный аэропорт, а он, по всей видимости, не будет расти в ближайшем будущем. И кризис здесь не основная причина. Работа некоторых аэропортов в целом неэффективна. Следует учитывать и существующую инфраструктуру и возможность ее реанимировать. Хотелось бы, чтобы все эти вопросы находились на контроле и у федеральных и местных властей - губернаторов.
В целом это очень перспективное и интересное направление [создание специализированной инфраструктуры для приема и обслуживания рейсов и пассажиров деловой авиации] и я, как представитель компании ВИППОРТ, считаю, что тот опыт, который у нас имеется в Москве [Внуково-3] мы готовы, и это целесообразно переносить в региональные аэропорты. Надеемся, что в нашем опыте также заинтересованы и сами региональные аэропорты.
Источник: BizavNews