О вторичном рынке продаж бизнес джетов BizavNews рассказал представитель компании HawkerBeechcraft в России Александр Шубин
Александр Шубин: необходимо всегда отличать оттенки, не только плохо или хорошо, но «очень плохо», «неплохо», «не совсем плохо»
О вторичном рынке продаж бизнес джетов BizavNews рассказал представитель компании HawkerBeechcraftв России
BN: Существует ли такое понятие, как вторичный рынок продаж, бизнес джетов?
Если подходить к ответу академически, по аналогии с автомобильным рынком, любой ВС , право собственности на который перешло от завода к другому юридическому или физическому лицу, будет отнесен к категории ВС на вторичном рынке. Но по большому счету вторичный рынок – это рынок ВС у которых закончилась заводская гарантия, т.е. ВС старше 5 лет. в В сегменте midzise jets и small jets, которые мы представляем, разница в цене между почти новыми (в пределах 5ти лет) и изрядно полетавшими ВС (20-30 лет) в среднем составляет 12 – 5 млн долл США соответственно
BN: Оцените, пожалуйста, рост объема предложения на вторичном рынке бизнес-джетов, будет ли он расти дальше и насколько?
Если говорить о рынке в сегменте midzise jets и small jets, то, конечно-же, количество предложений резко возросло.
Однако, необходимо всегда отличать оттенки, не только плохо или хорошо, но «очень плохо», «неплохо», «не совсем плохо» и т.д.
Динамика предложений на вторичном рынке в сегменте large jets стоимостью 25-50 млн долл сейчас просто поражает, особенно в нише почти новых ВС. Раньше борьба за такие предложения могла принести удорожание на несколько млн относительно стоимости нового ВС! Это была ситуация ажиотажа, которая сменилась почти полной апатией. Во многом это является показателем того, что этот сегмент ВС в большинстве случаев относится к классу исключительно роскошных вещей.
В сегменте midzise jets и small jet все не так плохо. Такие самолеты часто называют «рабочими лошадками». Они действительно являются инструментом для ведения бизнеса, особенно если бизнес-объекты разбросаны на большом расстоянии друг от друга и требуется их частое посещение первыми лицами компаний. Такие ВС находятся и в другой ценовой категории. Зачастую многие нынешние владельцы новых ВС этой категории приходили к нам со вторичного рынка, оценив все достоинства и преимущества такого класса самолетов и сделав накопления, позволившие перейти к новым бортам. В настоящее время вторичный рынок таких ВС доминирует, однако Можно предположить, что тенденция в сторону приобретения новых самолетов будет снова расти по мере стабилизации американской экономики
BN: Как вторичный рынок бизнес-джетов распределен по регионам?
Смотря с какой точки зрения смотреть на этот рынок. Географически на этом рынке доминирует США. С одной стороны это связано с тем, что большинство производителей бизнес-джетов находятся в Америке. С другой стороны - там создана идеальная инфраструктура для деловой авиации. Поэтому Америка легко поглощает большую часть самолетов вторичного рынка. В этом легко убедиться, посмотрев насколько старые и почти экзотические марки самолетов до сих пор эксплуатируются в США в частной категории.
Если рассматривать рынок только с позиций авиакомпаний, то в отличие от рынка самолетов для регулярных авиалиний в глаза сразу бросаются две вещи: отсутствие лизинга ВС и большая чувствительность стоимости самолетов к налету.
BN: А существуют ли отказы по ранее заключенным сделкам?
Этот вопрос относится к новым ВС. Тем не менее можно сказать, что мы сумели сохранить все заказы, размещенные на новые ВС в прошедшем году
BN: Динамика цен на вторичном и на основном рынке в 2007-2008. Прогноз ценовой динамики на 2009
Динамика цен на вторичном и на основном рынке в 2007-2008. Прогноз ценовой динамики на 2009
Снижение цен на вторичном рынке вначале 2009 по сравнению с 2007-2008 гг во многом продиктовано необходимостью многих владельцев выставить свои ВС на продажу в обмен на быстрое получение наличных денег, которые помогут спасти или временно залатать некоторые потертости своего бизнеса.
Эта ситуация будет меняться по мере ухода таких предложений и поступательно приближаться к диапазону цен докризисного периода.
BN: А какая ситуация на отечественном рынке? Существует ли вторичный, а также основной рынок бизнес авиации в России на данный момент? Или просто большую часть джетов российских владельцев выставлены на продажу и покупать их будут в основном нерезиденты?
Слишком сложно сделать какую-либо оценку. Как уже отмечалось ранее, очень много самолетов на вторичном рынке способна поглотить Америка, поэтому немудрено, что самолеты российских владельцев будут приобретены нерезидентами. С другой стороны большие расстояния между российскими городами и отсутствие развитой сети региональных авиамаршрутов будут стимулировать потребность в приобретении бизнес-джетов, поэтому вторичный рынок существует, но его масштаб оценить сложно, поскольку 99% таких самолетов зарегистрировано за рубежом. Даже если российский владелец найдет покупателя в России весьма вероятно, что регистрация ВС останется зарубежной. Однако не исключено, что недавняя отмена пошлин изменит эту ситуацию.