Российская отрасль авиаперевозок вплотную столкнулась с резкой нехваткой квалифицированных кадров, и с каждым годом масштабы проблемы растут. Нерасторопная политика авиационных властей привела к тому, что российские авиакомпании вынуждены самостоятельно заниматься не только переподготовкой летного состава, но даже и первоначальной подготовкой.
Крупнейшему российскому перевозчику — "Аэрофлоту" — не раз удавались эксперименты, которые впоследствии становились общепринятой практикой (например, освоение ВС иностранного производства или переход на "безремонтную" эксплуатацию Ту-154М, (см. АТО № 73, с. 24). Та же ситуация и с подготовкой кадров — от безысходности "Аэрофлот" первым осваивает нишу первоначального обучения летного состава.
Пока летная школа "Аэрофлота" находится в стадии разработки — ее открытие намечено к 2010 г., хотя руководство Центра подготовки авиационного персонала (ЦПАП) не исключает сдвига сроков из-за мирового экономического кризиса. В работе школы будет участвовать Сасовское летное училище (Рязанская область), где будущие пилоты займутся базовой теоретической подготовкой. Непосредственно подготовкой к полетам займется сам "Аэрофлот", который для этих целей приобретает самолеты Diamond Aircraft DA-42 и DA-40 и полнопилотажные тренажеры для них (первый тренажер уже установлен в ЦПАП). Подобно "большим" самолетам Airbus и Boeing, вся пилотажная и навигационная информация в DA-42 выводится на ЖК-мониторы ("стеклянная кабина"), позволяет сразу готовить пилотов на современные типы ВС.
Главным преимуществом новой системы подготовки пилотов в "Аэрофлоте" станет, в отличие от устаревших программ летных училищ, полное соответствие стандартам и рекомендациям ICAO. Выпускник летной школы "Аэрофлота" сможет сразу пойти на реактивный лайнер вторым пилотом, тогда как курсантов средних и высших авиационных училищ авиакомпании-работодатели вынуждены переучивать на современные ВС, предоставляя дополнительную летную практику. При этом далеко не все российские авиакомпании могут позволить себе собственные тренажеры, поэтому вынуждены отправлять пилотов на переподготовку за рубеж, что также является весьма затратным. Директор ЦПАП "Аэрофлота" Геннадий Приходченко убежден, что изначальное обучение курсантов на современные типы ВС — эффективный и менее дорогой путь решения кадровых проблем.
Заинтересованность в проекте создания летной школы выразили несколько аэродромов, где базируется легкая авиация. В качестве партнера "Аэрофлот" выбрал аэродром Борки, предварительная договоренность существует с аэродромами в Рыбинске и Ярославле, где, как предполагается, курсанты будут тренироваться на самолетах DA-40 и DA-42. Несмотря на серьезные бюрократические ограничения, сопровождающие каждый полет самолетов авиации общего назначения, "Аэрофлоту" удалось получить разрешение системы управления воздушным движением на разлеты по этим аэродромам.
В соответствии со стандартом ICAO выпускник школы будет иметь налет не менее 150 ч, что позволит ему сразу получить свидетельство пилота коммерческой авиации. Примечательно, что в отличие от некоторых зарубежных летных программ, в школе "Аэрофлота" реальный налет будет превалировать над занятиями на тренажере, что, безусловно, повысит качество подготовки. Для будущих пилотов "Аэрофлот" предусматривает обучение в кредит с постепенным его погашением после трудоустройства. Программа кредитования находится на стадии разработки, но основную схему и цифры можно выделить уже сейчас. Стоимость обучения составит около 55 тыс. долл., которые будут выданы банком в виде ссуды под ответственность авиакомпании; предполагается, что в течение трех лет пилот сможет погасить весь кредит.
Реализация проекта летной школы "Аэрофлота" позволит создать в России полноценный комплекс первоначальной подготовки пилотов, соответствующий международным требованиям и стандартам. Правда, как скоро появятся первые выпускники летной школы, не берется прогнозировать даже руководство ЦПАП. Мировой экономический кризис вынудил "Аэрофлот" заморозить часть инвестиций, выделенных на создание школы, что, вероятно, может привести к изменению сроков реализации проекта. Однако в ЦПАП существует ряд программ по переподготовке механиков, штурманов, бортинженеров на пилотов, что обеспечивает некоторый приток кадров. По мере вывода из эксплуатации самолетов классического советского поколения с многочисленными экипажами "Аэрофлот" не списывает опытных специалистов, что при нынешней нехватке кадров было бы расточительным, а переподготавливает целые экипажи на современные типы ВС. Другая инновация "Аэрофлота" в решении проблемы нехватки кадров — набор бывших военных летчиков и пилотов других авиакомпаний в учебный летный отряд, где их переучивают на самолеты Airbus А320.
Учитывая привлечение этих не вполне профильных ресурсов, "Аэрофлот" ежемесячно получает до 10 экипажей. Разумеется, эта цифра не может решить проблему нехватки квалифицированных пилотов даже в масштабе "Аэрофлота", но обеспечивает авиакомпании, стремительно наращивающей парк иностранной техники, регулярный приток квалифицированных специалистов.
Источник: ATO.ru