Так почему же рухнул Jet Republic? Мнения рынка....
«Безумству храбрых поем мы песню!..»
М. Горький.
Почти на протяжении года мы наблюдали в режиме реального времени самый громкий start-up на мировом рынке бизнес-авиации – запуск компании Jet Republic. Это было также захватывающе, как телевизионный сериал, вроде Lost , однако хэппи-энда не получилось. Компания, заявлявшая, что пришла делать революцию в бизнес-авиации, в конце августа объявила себя банкротом.
Время подвести некоторые итоги, которые, увы, больше походят на некролог.
Юлия Дьяконова - Генеральный Директор Джет Траст Групп (полный вариант интервью в новом номере BiavNewsWeek)
Итак, чем запомнится Jet Republic:
1) Беспрецедентной по масштабам для рынка деловой авиации PR-кампанией. В течение года Jet Republic «нагенерил» информационных поводов столько, сколько все другие игроки рынка вместе взятые за лет пять. Другой вопрос, какой процент маркетинговых усилий компании попал точно в цель – в сердце целевой аудитории? Порой казалось, что пиарщики Jet Republic настолько увлеклись масштабом маркетинговой кампании, что желают охватить все аудитории махом, включая домохозяек и пенсионеров. Еще немного, и мы бы увидели рекламные ролики Jet Republic на общенациональных телеканалах. Подобная публичность понятна, когда компания готовится к выходу на IPO, но никак не на старт-апе в чрезвычайно узком сегменте воздушных VIP-перевозок, который все-таки требует тщательного таргетинга. Подобные рынки, простите, шапками не закидывают.
На мой взгляд, был определенный перебор в масштабной поддержке Jet Republic современного искусства: не верю, что с помощью Кандинского и американских концептуалистов сегодня можно продавать доли в воздушных судах.
2) Яркой, не побоюсь слова, революционной фигурой создателя и CEO компании Джонатана Бриза. Подобных харизматиков мировой рынок бизнес-авиации не видел еще никогда. И, вероятно, не скоро еще увидит. Не случайно, что в западной деловой прессе его называли Стивом Джобсом деловой авиации, а сам он сравнивал, не без амбиций, свой проект с Apple. Ничего не могу сказать о менеджерском таланте Бриза, но у меня, и не только у меня (некоторые британские букмекеры принимали ставки о том, что компания Jet Republic не доживет до 2010 года), возникло недоумение, когда в прошлом году в сегменте долевого владения ВС , давно и прочно монополизированном NetJets, в самый разгар кризиса вдруг появляется новый игрок и размещает заказ на 110 Bombardier Learjet 60 XR. Честно скажу, что первая мысль, которая возникла у меня, что это какая-то масштабная афера. А оказалось, что революция, которую решил в одиночку устроить бывший коммерческий директор NetJets Джонатан Бриз… Что же предложил новый революционер? Новый дизайн авиасалона, спонсорство выставок современного искусства, и заказ самолетов на рекордные $1.5 млрд. Видимо, этого оказалось недостаточно. Стив Джобс, например, предложил миру доступный персональный компьютер.
3) Наглостью. В хорошем смысле слова. Индустрию бизнес-авиации можно отнести к одной из самой консервативной в плане бизнес-идей. Последней Big Idea, всколыхнувшей рынок – программе делового владения NetJets – уже более 20 лет. Сегмент частных перевозок по развитию бизнес-технологий застыл в 90-х годах, и требовался «буревестник», который бы всколыхнул этот рынок. Им и стала Jet Republic. К сожалению, запуск столь амбициозного проекта был проведен не в лучшее время. Но, возможно, подвиги Джонатана Бриза вдохновят новые компании на перемены.
Иван Веретенников, директор, Upcast Media
Перспективы проекта Jet Republic изначально казались неоднозначными. Рынки Европы и Ближнего Востока не настолько велики, чтобы кормить нескольких крупных игроков подобного рода. Даже NetJets - компания, обслуживающая львиную долю спроса в регионе, с солидной репутацией и действующим парком воздушных судов - не может похвастаться фантастическими доходами. Старт-ап же остаётся практически без шансов: сказывается и необходимый огромный объём инвестиций, и отсутствие клиентской базы, и конкуренция со стороны других компаний, предлагающих подобные услуги (бизнес-модель проекта вполне классическая - долевое владение плюс карточные программы). Даже когда рынок был на пике, рентабельность Jet Republic вызывала сомнения.
В нынешней же ситуации исход был вполне предсказуем, и его наступление оставалось лишь вопросом времени. А ко всем отрицательным последствиям такого исхода добавляется ещё и негативное влияние на производственный сектор, ведь Bombardier остаётся без 25 твёрдых заказов и 85 опционов, и это серьёзный удар по портфелю канадской фирмы.
Евгений Бахтин Президент АВКОМ Что из себя представляла JetRepublic? Jet Republic являлась новой компанией, поставившая перед собой амбициозную задачу завладеть 15-20% Европейского (включая СНГ) рынка долевого владения бизнес-самолетами. Представленная этой компанией концепция долевого владения, несколько отличающаяся от традиционных схем в части расширения использования долевых самолетов для чартеров, преподносилась компанией как новая технология, способная снизить расходы совладельцев на содержание ВС. Jet Republic объявила о закупке в течение ближайших 10 лет до 70 самолетов Learjet-60XR для выполнения программы. Большинство авиационных экспертов скептически относились к возможности успешного появления нового игрока на и без того переполненном рынке долевого владения Европы и оказались, в конечном итоге правы. Принимая во внимание глубокие циклические рыночные колебания спроса, подобные проекты могут оказаться прибыльными только в течение продолжительного периода и требуют долговременные капиталовложения. По-видимому, инвесторы проекта Jet Republic в условиях усиливающегося экономического кризиса поддались общей конъюнктурной панике и отказались от продолжения проекта. Cудьба NetJets? В отличие от Jet Republic, NetJets обеспечен солидной финансовой поддержкой инвестиционных компаний Гуру финансистов – Уоррена Баффета. Это гарантирует выживаемость NetJets в условиях временного спада деловой активности. Кроме того, NetJets принимает разумные и эффективные меры по сокращению расходов компании в кризисных условиях: переводит пилотов на сокращенный рабочий график, сокращает непроизводственный персонал, задерживает поставку новых ВС, предоставляет дополнительные льготы долевым владельцам и т.п. Все это, несомненно, позволяет достаточно уверенно прогнозировать выживаемость NetJets.
Редакция BizavNews продолжает следить за ситуацией....... Источник: BizavNews