Бизнес-авиация как лакмусовая бумажка

Эксперты говорят о том, что такого бума, который деловая авиация переживала в России в предыдущие годы, больше не предвидится. Во всяком случае, в ближайшее время. Кризис все-таки. В преддверии Jet Expo 2009 мы обратились к президенту холдинга Jet Group, в состав которого входит компания Jet Expo, Александру Евдокимову, чтобы узнать насколько кризис повлиял на формирование состава участников выставки и в целом на отрасль деловой авиации.


Эксперты говорят о том, что такого бума, который деловая авиация переживала в России в предыдущие годы, больше не предвидится. Во всяком случае, в ближайшее время. Кризис все-таки. В преддверии Jet Expo 2009 мы обратились к президенту холдинга Jet Group, в состав которого входит компания Jet Expo, Александру Евдокимову, чтобы узнать насколько кризис повлиял на формирование состава участников выставки и в целом на отрасль деловой авиации.

- Александр, скажите, с какими показателями отрасль пришла к Jet Expo 2009? Насколько сильно сказался кризис на участии компаний в выставке?

- Безусловно, кризис отразился как на объемах перевозок - падение составило примерно 50-60 процентов, так и на продажах авиационной техники, которые пострадали еще в большей степени. Конечно, настроение в отрасли не такое жизнерадостное, как было в прошлые годы. Многие компании вынуждены сократить бюджеты на участие. И соответственно выставочные площади несколько уменьшили: если в прошлом году мы занимали 8 тыс. кв. метров, то в этом году, скорее всего, они составят около 6 тыс. кв. метров или чуть больше. Стоит отметить, что к ситуации на рынке мы относимся с пониманием. И когда участники говорят о том, что хотели бы забронировать стенд не в 54 кв. метра как в предыдущем году, а в 10 или 12 кв. метров, мы идем им на встречу. Хотя, уже сейчас могу сказать, что компаний-участников меньше не стало.

- А как вы думаете, сильно ли сократится число посетителей выставки в этом году?

- По нашим оценкам, на выставке, наоборот, ожидается большое число посетителей. Ведь кризис в некотором смысле положительно влияет на развитие отрасли: деловые люди начинают искать новые пути для развития бизнеса, новые решения, а для этого необходимы новые контакты. А где как не на выставке заводить новые связи.

- Какие аргументы вы приводите тем, кто еще не решился на участие?

- Дело в том, что бизнес-авиация это такая сфера, где советы не нужны. Можно, например, говорить об отличиях Jet Expo от таких выставок как NBAA или EBACE, или MEBA, но ни в коем случае не уговаривать в участии в той или иной выставке.

- А в чем специфика Jet Expo? И вообще в чем состоят плюсы от участия?

- Есть всего один плюс - это выход на российский рынок, который стремительно развивается. Конечно, сегодня это развитие не такое, как было в 2007-08 годах, когда многие говорили о так называемом буме деловой авиации. Тогда аэропорты просто не справлялись с потоком vip-пассажиров, и многим деловым людям приходилось стоять в очереди на регистрацию - это на бизнес-джет!

Никто не говорит, что бизнес авиация затухает. Аэропорты работают в нормальном режиме, рейсов достаточно много. Поэтому если у компаний есть интересы на российском рынке, то, безусловно, она будет среди участников Jet Expo. На сегодняшний день все основные производители бизнес-джетов подали заявки на участие в выставке этого года.

- Но все-таки у вас есть какие-то меры по стимулированию продаж, например, снижение стоимости аренды?

- Так получилось, что в прошлом году мы повысили стоимость, а в этом - приняли решение ее не менять. Конечно, у нас существует определенная система скидок. Но когда речь идет об участии в такой выставке как Jet Expo, то вопрос о цене стоит не так остро. В любом случае, при небольшом бюджете можно взять в аренду небольшую площадь.

- Известна ли уже программа мероприятий?

- Программа мероприятий, я думаю, будет утверждаться вплоть до последней недели перед выставкой. Пока же могу сказать, что в первый день планируется провести конференцию Объединенной национальной ассоциации деловой авиации, во второй день ожидается форум деловой авиации, а также в плане стоит ряд презентаций, предложенных производителями бизнес-джетов.

- Не секрет, что изюминкой выставки деловой авиации, как и любой другой авиационной выставки - статическая экспозиция. В прошлом году статика располагалась во Внуково-3 и многие говорили, что такое разделение не очень удобно. Как вы собираетесь решать подобную проблему?

- Пока вокруг Крокус Экспо не построят аэродром или Внуково-3 не появится необходимая для проведения выставки инфраструктура, ничего не изменится. Хотя переговоры об этом потихоньку ведутся. Кстати, среди участников и посетителей есть те, кто относится к такому разделению положительно, потому что расположение статической экспозиции во Внуково-3 позволяет производителям уделить больше времени потенциальным заказчикам бизнес-джета, а последним без суеты задать все интересующие их вопросы и представителю производителя и экипажу. В Женеве, например, из-за того, что статика находится рядом с самой площадкой экспозиции, большое количество посетителей сразу отправляются смотреть новые самолеты. Собирается очередь, что не очень удобно для производителей.

Конечно, совмещение статики и самой экспозиции для нас, как для организаторов выставки, является плюсом, но многие производители говорят о том, что им гораздо приятнее пообщаться с пятью заинтересованными в покупке самолета посетителями, чем с пятидесятью «праздно гуляющими».

- Прогнозы дело неблагодарное, но все-таки как вы видите развитие деловой авиации в России в ближайшее время?

- Прогнозы действительно, дело неблагодарное. Дело в том, что традиционно в летний период наблюдается некоторый всплеск по чартерным перевозкам. Сейчас можно говорить, что работы и у авиакомпаний, и у брокеров хватает. Если это стандартный летний всплеск - это одно, если же это момент, когда деловое сообщество все-таки передумало и пережило кризис, то можно говорить, что мы уже выкарабкались.

Авиация всегда будет лакмусовой бумажкой, отражающей состояние экономики. Можно сказать, что бизнес-авиация реагирует на происходящие события буквально в режиме online.