16 сентября в Москве открылась международная выставка деловой авиации «Джет Экспо-2009», развернувшаяся на территории выставочного павильона «Крокус Экспо». В выставке участвуют более 50 компаний. На демонстрационной площадке в аэропорту «Внуково-3» представлены 17 самолетов деловой авиации.
По мнению регионального вице-президента канадской компании Bombardier по продажам в России, странам СНГ, Центральной и Восточной Европе Кристофа Дегумуа, вставка продемонстрировала необходимость дальнейшего развития бизнес-авиации в России. При этом потенциальный рынок самолетов бизнес-класса в России и странах СНГ он в предстоящее десятилетие оценил в 600 единиц.
Между тем в Америке операторам чартерных авиаперевозок свиной грипп помогает отвоевать самых прибыльных бизнес-клиентов у крупнейших авиакомпаний.
«В большинстве случаев это состоятельные клиенты, — заявил Бокхем в интервьюBloomberg. — В августе мы только по бизнес-перелетам провели на 54 рейса больше, чем в прошлом году, и отчасти это связано с нежеланием клиентов пользоваться общественными терминалами аэропортов».
Спрос на частные перелеты во время пандемии свиного гриппа поддерживает рынок чартерных авиаперевозок, объем которого составляет около 33 млрд долларов в год по всему миру. Если тенденция сохранится, это может ударить по British Airways, Air France-KLM Group и другим перевозчикам, осуществляющим регулярные рейсы. Авиакомпании, которые уже несут убытки из-за рецессии, рассчитывают получить прибыль за счет клиентов в первом и бизнес-классе.
«Более 50% выручки по дальним перелетам у крупных авиаперевозчиков поступает от «премиальных» клиентов, — говорит Пенни Бутчер (Penny Butcher), аналитик по авиаотрасли в Morgan Stanley. — Понятно, что этот источник дохода они защищают очень тщательно».
По данным ВОЗ, свиным гриппом с апреля заразилось более 254 тыс. человек, от вируса умерли более 2800. В августе число смертей выросло более чем вдвое, число заболевших — более чем в десять раз.
«Свиной грипп определенно увеличил пассажиропоток, — говорит и Роб Дор (Rob Dore), директор английской компании Jet Direct Service. — В основном это крупнейшие корпоративные клиенты. Они заботятся о здоровье своих сотрудников — не только по моральным, но и по экономическим соображениям».
Чартерные рейсы, как правило, могут отправлять с частных терминалов на небольших аэродромах, пассажиры заказывают самолет для себя или своей бизнес-группы. Операторы чартерных рейсов обычно взимают плату по ставке около 2000 фунтов стерлингов за час для среднего самолета, говорит исполнительный директор Air Partner Дэвид Сэвил (David Savile).
Если лететь одному, цена перелета из Лондона в Нью-Йорк продолжительностью в 7,5 часов составит около 15000 фунтов (25000 долларов). Билет первого класса на аналогичный рейс British Airways, согласно данным на сайте компании, обойдется в 4102 фунта стерлингов.
При этом в первом полугодии авиаотрасль в целом потеряла более 6 млрд долларов, согласно оценкам Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), на фоне падения спроса в условиях рецессии и опасений по поводу свиного гриппа, из-за которых клиенты стараются путешествовать как можно реже. Мировой объем перевозок в первом и бизнес-классе за полугодие сократился на 21%.
«Многие отказываются от путешествий из-за свиного гриппа, — заявил в прошлом месяце Адель Али (Adel Ali), исполнительный директор Air Arabia из ОАЭ. — Свиной грипп представляет для отрасли большую угрозу, чем ухудшение экономической ситуации».
Тем не менее пока авиакомпании не отмечают каких-либо последствий перехода клиентов на чартерные самолеты. «В работе British Airways все по-прежнему», — заявил представитель компании Филип Олпорт (Philip Allport) в ответ на вопрос относительно свиного гриппа и премиального клиентского сегмента.
Когда в 2003 году в Юго-Восточной Азии была вспышка атипичной пневмонии (SARS), менеджеры компаний запрашивали для перелетов частные самолеты, чтобы иметь возможность летать индивидуально, а не в переполненных самолетах, говорят операторы авиааренды. Гэтвикский оператор Air Partner, оценивающий глобальный чартерный рынок в 20 млрд фунтов стерлингов, прогнозирует повторение прошлой ситуации.
«Когда вспыхнула эпидемия SARS, клиенты предпочитали частные самолеты, — говорит Сэвил. — Они не хотели лететь в замкнутом пространстве вместе с другими пассажирами».
В результате падение спроса на чартерные бизнес-перелеты в США с начала года замедляется: с 30-процентного падения в феврале до 10-процентного в июле, свидетельствуют данные Федерального управления авиации США (Federal Aviation Administration). В Европе, согласно статистике Eurocontrol, также наблюдается подобная тенденция восстановления рынка, темпы падения снизились с 24% в феврале до 14% в июле.
«Нам звонят из разных частей света», — комментирует исполнительный директор Imperial Jets Ховард Голломп (Howard Gollomp). По его словам, распространением свиного гриппа обеспокоены в США, в Индии, на Ближнем Востоке.
Дополнительный приток пассажиров, которые боятся свиного гриппа, накладывается на общее повышение активности, связанное с начавшимся восстановлением экономики, говорят менеджеры компаний. Неожиданно было объявлено об окончании рецессии в Германии и Франции во втором квартале, в текущем квартале должен возобновиться подъем в США. В то время как ситуация в сегменте чартерных операторов улучшается, ведущие авиалинии пытаются понять, будет ли угроза свиного гриппа по-прежнему сдерживать рынок авиаперевозок.
«Большим риском является то, что вирус может оказаться более агрессивным, — комментирует аналитик Commerzbank по авиасектору Франк Скодзик (Frank Skodzik). — Это было бы серьезной угрозой для авиаперевозок».