Интервью члена правления британской ассоциации бизнес-перевозчиков Джонатана Бриза

"Многие компании из экономии хотят продать свои самолеты, но отказаться от перелетов частными рейсами не готовы", говорит член правления британской ассоциации бизнес-перевозчиков Джонатан Бриз


"Многие компании из экономии хотят продать свои самолеты, но отказаться от перелетов частными рейсами не готовы", говорит член правления британской ассоциации бизнес-перевозчиков Джонатан Бриз

Россия, по оценкам экспертов, является одним из наиболее динамичных рынков частной авиации. Однако действующая в нашей стране разрешительная система полетов отнюдь не способствует его развитию. Вдобавок в кризис объемы внутренних бизнес-перевозок сокращаются. О проблемах рынка в интервью "
Итогам" рассуждает член правления британской ассоциации бизнес-перевозчиков, один из крупнейших экспертов в области бизнес-авиации Джонатан Бриз.

- Г-н Бриз, лететь на переговоры на частном самолете в нынешних экономических условиях - непозволительная роскошь. На россиян это распространяется?

- В прошлом году число полетов деловой авиации в России снизилось на 22 процента. Но мы наблюдаем интересную статистику: с января по апрель 2009 года количество вылетов частных самолетов из аэропорта Шереметьево выросло на 11 процентов по сравнению с тем же периодом 2008 года. И по нашим прогнозам, в период между 2008 и 2011 годами число вылетов, совершаемых частными самолетами из московских аэропортов, увеличится приблизительно на 40 процентов.

- Но крупные компании в трудные времена отказываются от своих авиаактивов?

- Из 100 самолетов, находящихся в собственности российских компаний, 17 выставлены на продажу. Общее их число, включая самолеты на вторичном рынке, конечно, больше.

- Сколько вообще лайнеров задействовано на обслуживании российского бизнеса?

- В настоящее время насчитывается примерно 350 самолетов, принадлежащих частным лицам в России. За год их число выросло примерно на 70-100 единиц. Спрос на частную авиацию в России высок и продолжает расти. В то же время в результате экономического спада некоторые предприниматели и крупные компании, владеющие собственными бортами, стремятся продать их для сокращения расходов, но при этом не готовы полностью отказаться от частных пере­летов.

- И как выходят из положения?

- Повысился спрос на долевое владение самолетами. Такая схема, например, позволяет приобрести 1/16 часть нового самолета и пользоваться им по своему усмотрению без каких-либо дополнительных капиталовложений. По нашим подсчетам, по всей Европе долевое владение сейчас составляет около 10 процентов всего рынка частной авиации и может возрасти до 18 процентов в ближайшие пять лет.

- И все-таки для такой большой страны, как Россия, три сотни частных самолетов - крохи. Почему у нас так не развит этот рынок?

- Тут вы правы, в Европе, например, доля деловой авиации в 2008 году составила около 7,5% от общего рынка авиации, правда, в этом году упала до 6,6. У вас же - доли процентов. Потому что из-за серьезных недостатков в законодательстве есть много проблем. В России действует разрешительная система полетов. Для того чтобы совершить полет, требуется получить коммерческое свидетельство эксплуатанта, лицензию на полеты по конкретному маршруту, а также согласовывать каждый рейс с регулярными перевозчиками. Чтобы доставить пассажира в аэропорт, где у авиакомпании отсутствуют коммерческие права, иногда необходимо согласовывать перелет с местными операторами. Также перевозчику требуется иметь в своем распоряжении станцию для техобслуживания воздушных судов или заключить договор с каким-либо местным центром техобслуживания и ремонта. В России операторы деловой авиации не имеют права изменить ранее разрешенный маршрут - для этого опять же нужно получить новое разрешение.

- В Европе проще?

- Иностранная авиакомпания выполняет частные перевозки внутри другой страны по уведомительной системе. Для осуществления полета в соответствии с международной практикой необходимо лишь наличие исправного самолета и квалифицированного экипажа. План полета можно менять в любой момент выполнения рейса.

- Что необходимо сделать для подъема бизнес-авиации в России?

- Во-первых, совершенствовать инфраструктуру. Во-вторых, поменять пошлины на ввоз самолетов. Большинство частных самолетов, принадлежащих русским, зарегистрировано за границей. Получается, что частная авиация в России живет и кормит другие страны.

- А вообще вы можете дать четкое определение "бизнес-авиации"? Ни в одном из нормативных документов международного воздушного права такой термин не упоминается.

- Бизнес-авиация входит в широкое понятие авиации общего назначения. По определению Европейской ассоциации деловой авиации (EBAA), бизнес-авиация состоит из операторов, предлагающих услуги аэротакси, программы долевого владения, корпоративные и частные перевозки. В США бизнес-авиация включает в себя не только воздушные суда, находящиеся в частном владении, но и подразделения крупных компаний, имеющие собственный воздушный флот. На мой взгляд, есть две разные категории бизнес-авиации - собственно владение и коммерческие перевозки.

- Бизнес-авиация - исключительно удел богатых?

- Еще 10 лет назад я бы согласился с таким мнением. Действительно, изначально услугами бизнес-авиации пользовались только очень богатые люди. Это был неотъемлемый показатель высокого статуса. Однако с тех пор многое поменялось.

- Что наиболее важно для российских предпринимателей, заказывающих чартер?

- Для любого клиента очень важный момент - предсказуемость цен. Часто, заказывая чартер, клиент не знает окончательную стоимость заказа - она складывается из нескольких сумм, включая стоимость топлива и посадочные сборы. Клиенты осуществляют разовый платеж без последующих дополнительных аэропортовых или посадочных сборов. Безусловно, для руководителей компаний полеты на частных самолетах экономически выгодны. Прибегая к таким услугам, они могут добраться до места назначения быстрее, застраховать себя от ожидания вылета в аэропорту и отмены рейса, что в условиях экономического спада, увы, не редкость.

Согласно исследованию, проведенному по данным 15 европейских авиаперевозчиков, четыре из этих компаний открыли больше направлений, чем приостановили, в течение последнего года.

То, что особенно ценят клиенты частной авиации, - это сервис. Уделяя внимание логистике, многие авиакомпании, специализирующиеся на частных перевозках, пренебрегают эстетическими возможностями самого эксклюзивного вида путешествий. Они забывают о том, почему и как путешествуют их клиенты. А русские, как никакая другая нация, стремятся получить эксклюзивный сервис и обслуживание на самом высоком уровне. Так что у бизнес-авиации в вашей стране большое будущее.

Источник: Итоги