При этом если раньше в структуре рынка риски "каско" и "ответственность" занимали приблизительно равные доли, то в настоящий момент на долю рисков "каско" пришлось почти 62 проц премии.
По итогам 1 полугодия 2009 г объём премии на рынке авиационного страхования /каско воздушных судов + ответственность владельцев средств воздушного транспорта/ составил 3,6 млрд руб. По сравнению с 1 п/г 2008 г прирост премии превысил 60 проц /оценка объёмов рынка 1 п/г 2008 г производилась на основании данных рейтингового агентства "Эксперт" и Всероссийского союза страховщиков/. При этом если раньше в структуре рынка риски "каско" и "ответственность" занимали приблизительно равные доли, то в настоящий момент на долю рисков "каско" пришлось почти 62 проц премии.
В обзоре, посвященном результатам рынка авиационного страхования в 2008 г, мы отмечали факторы, повлиявшие на падение рынка, в том числе: постепенное выведение из эксплуатации старой и неэкономичной отечественной техники, а также банкротство ряда авиаперевозчиков, сокращение и консолидация операторов рынка авиационных перевозок.
Как ни странно, но именно эти факторы повлияли на рост рынка страхования авиакаско в 1 полугодии 2009 г:
— парк эксплуатируемых советских самолетов активно списывается (например, в настоящий момент авиакомпаниями России эксплуатируется всего 17 ИЛ-86 и менее 160 ТУ-154 различных модификаций), но, несмотря на кризис, растет число лизинговых сделок по приобретаемым самолетам иностранного производства, что, в свою очередь, ведет к увеличению страховых сумм;
— с начала года свою деятельность прекратили 14 российских авиакомпаний. На наш взгляд, количественное сокращение авиакомпаний и консолидация рынка в сложных экономических условиях привели к тому, что в отношении устаревших и изношенных воздушных судов договоры страхования прекратились, а эксплуатируемые суда были дострахованы до реальных страховых сумм. Как неоднократно отмечалось ранее экспертами, существенной проблемой в авиационном страховании было недострахование, происходившее из-за нежелания авиаперевозчиков страховать воздушные суда до действительной страховой стоимости: страховое покрытие по каско сужалось, страховые премии снижались.
В отношении рынка страхования ответственности воздушных перевозчиков действовали противоположные силы: с одной стороны, сокращение интенсивности использования воздушных судов и реорганизации авиамаршрутов из-за уменьшения пассажиропотока и ограничений "по шуму" не позволили совокупной премии на рынке вырасти. С другой стороны, обновление воздушного парка требовало приобретения страхового покрытия по ответственности перед пассажирами и третьими лицами в соответствии с Воздушным кодексом и международными конвенциями. Как следствие, незначительное, по нашим оценкам, увеличение объёмов премии по страхованию ответственности воздушных перевозчиков по сравнению с 1 п/г 2008 г.
Наименование компании | Премия всего, тыс руб | Премия каско, тыс руб | Премия отв-сть, тыс руб | Прирост премии к 1 пг 2008 |
---|---|---|---|---|
Всего, рынок | 3 619 549 | 2 237 193 | 1 382 356 | минимум 60% |
СОГАЗ | 830 478 | 540 130 | 290 348 | 263,7% |
АВИКОС-АФЕС (консолидация в целях сравнения) | 417 229 | 160 043 | 257 186 | 45,4% |
ИНГОССТРАХ (включая Чрезвычайную СК) | 409 886 | 235 049 | 174 837 | 20,4% |
РУССКИЙ СТРАХОВОЙ ЦЕНТР | 254 941 | 233 754 | 21 187 | 23,7% |
ТИТ | 216 036 | 115 611 | 100 425 | н/д |
ВОЕННО-СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ | 213 774 | 84 567 | 129 207 | 81,1% |
КАПИТАЛ СТРАХОВАНИЕ | 173 161 | 165 637 | 7 524 | 34,4% |
СУРГУТНЕФТЕГАЗ | 139 550 | 84 818 | 54 732 | 169,2% |
СПАССКИЕ ВОРОТА | 118 636 | 70 849 | 47 787 | 192,9% |
НИК | 112 148 | 67 275 | 44 873 | н/д |
Как видно из таблицы и в подтверждение вышесказанного, наибольшую динамику премий по авиационному страхованию показали страховщики, имеющие преобладание портфеля рисков каско над рисками ответственности. Например, СК "СОГАЗ", приняв на страхование парк воздушных судов крупных российских авиаперевозчиков /ГТК "Россия", "Атлант-Союз", "Газпром-авиа" и др./ сделала наибольший вклад в рост совокупного объёма рынка, увеличив премию в 3,6 раза.
Илья Богданов
Источник: ПРАЙМ-ТАСС Страхование