Программный подход

За «гламурным» видом бизнес-джета для большинства обывателей скрываются чувствительные для его владельца темы для размышлений. Как складывается цена на содержание бизнес-джета? Вопрос не праздный и весьма важный, если, конечно, средства не наполняют ваш бюджет со скоростью потока «черного золота». Техническое обслуживание бизнес-джета стоимостью в несколько миллионов долларов дело, мягко говоря, затратное, и неприятные сюрпризы нередко ударяют по карману владельца. Но и такие расходы можно и нужно брать под четкий контроль...

За «гламурным» видом бизнес-джета для большинства обывателей скрываются чувствительные для его владельца темы для размышлений. Как складывается цена на содержание бизнес-джета? Вопрос не праздный и весьма важный, если, конечно, средства не наполняют ваш бюджет со скоростью потока «черного золота». Техническое обслуживание бизнес-джета стоимостью в несколько миллионов долларов дело, мягко говоря, затратное, и неприятные сюрпризы нередко ударяют по карману владельца. Но и такие расходы можно и нужно брать под четкий контроль...

Затраты на эксплуатацию частного или корпоративного самолета выливаются в круглые суммы. И техобслуживание в них занимает важное место. Двигатели — «мышечная система» самолета — наиболее дорогостоящий и нагруженный агрегат, расходы на обслуживание которого могут быть особенно чувствительны для владельца. Конечно, гарантия на новый самолет решает многие вопросы, касающиеся внепланового ремонта. Но гарантия имеет свои ограничения и определенный срок действия. Поэтому в ряд приоритетных для владельца задач становятся максимальная уверенность в оперативном техническом обслуживании, снижение затрат на внеплановый и капитальный ремонт, а также сохранение высокой остаточной стоимости самолета. Эти моменты могут стать еще более актуальными, если бизнесджет приобретен на вторичном рынке.

Расходы по плану

Около двух десятков лет назад некоторые производители авиационных двигателей запускали в серию новые модели. Они вынуждены были предоставить покупателям своеобразную «расширенную гарантию» на свою продукцию, чтобы обеспечить оперативность и контроль над расходами на техническое обслуживание новинок, не проверенных временем. Сейчас такие программы предлагают все основные двигателестроители и даже некоторые независимые сервисные компании. Эти схемы предусматривают покрытие текущих расходов на содержание и ремонт силовой установки путем регулярных отчислений с каждого летного часа. В результате структура и объем расходов владельца становится более понятной и прогнозируемой.

Стоимость программ технического обслуживания определяется исходя из модели двигателя, типа воздушного судна, объема предоставляемых услуг и включенных расходов, а размер платежей варьируется от $150 до $400 за летный час. Данный обзор охватывает все основные программы, предлагаемые производителями двигателей для бизнес-джетов.

Honeywell Maintenance Service Plan (MSP)

Программа относительно бесхитростна и имеет четко выраженные условия. Базовым является вариант программы MSP Standard, который покрывает исключительно поломки, запчасти и работу по ремонту/замене. Программа MSP включает в себя работы по текущему техническому сервису, мониторингу состояния, промежуточные и тяжелые формы обслуживания, а также модернизацию согласно сервисным бюллетеням и бесплатное обслуживание ВСУ. Премиумвариант MSP Gold дополнительно покрывает расходы на транспортировку двигателя и запчастей, работы по плановому и внеплановому снятию и установке двигателя. Отчисления производятся ежемесячно, в соответствии с количеством часов, налетанных в предыдущем месяце.

Pratt & Whitney Canada: Eagle Service Plan (ESP)

Канадский производитель двигателей предлагает на выбор несколько программ, по которым Pratt & Whitney Canada за определенную почасовую ежемесячную плату будет нести бремя расходов на плановые проверки и техобслуживание, капитальный ремонт двигателя, внеплановые ремонты и доработки согласно сервисным бюллетеням, совмещенные с плановым техобслуживанием. Программа распространяется на все бизнес-джеты, оснащенные двигателями компании, как на новые модели, так и на самолеты с налетом. Участники программы Eagle Service Plan (ESP) могут производить отчисления как помесячно, так и, по отдельной договоренности, поквартально, раз в полгода или в год.

ESP Gold Plan включает полное покрытие расходов оператора на детали, необходимые для ремонта, включая детали с назначенным ресурсом, а также оплату стоимости работ, все расходы на ремонт выездной бригадой в случаях AOG (Aircraft on Ground — ситуация, когда изза технической проблемы самолет не может подняться в воздух). Клиенту предлагается фиксированная ставка за аренду двигателя на время демонтажа и ремонта неисправной силовой установки. Работы могут производиться в любом из собственных сервисных центров компании или на мощностях некоторых независимых организаций.

Rolls-Royce Corporate Care

Программа Rolls-Royce Corporate Care разработана под формат «все включено» и рассчитана на эксплуатантов частных и корпоративных самолетов и операторов долевого владения. Этот пакет услуг тоже оплачивается отчислениями за каждый летный час и содержит несколько ключевых моментов. Например, таких, как предварительное планирование инспекций в соответствии с расписанием полетов клиента, сокращение затрат на внеплановый ремонт и возможность точного планирования расходов, связанных с техобслуживанием двигателей на десятилетний период. По заявлению представителей компании, до 70–80 % поставляемых на рынок новых бизнесджетов, оснащенных двигателями RollsRoyce, участвуют в данной программе.

Williams International Total Assurance Program (TAP)

Корпорация Williams также предлагает собственную программу обслуживания двигателей, присоединиться к которой можно при покупке нового самолета, в процессе эксплуатации или во время прохождения тяжелых форм техобслуживания. Компания предусмотрела три уровня данной программы — Elite (элитный), Preferred (выборочный), и Limited (ограниченный), что позволяет предложить клиенту тот набор услуг, который наиболее точно соответствует его требованиям и финансовым возможностям. Программа также позволяет сократить расходы на техническое обслуживание двигателей, особенно на внеплановые ремонты.

General Electric OnPoint

General Electric предоставляет комплекс услуг по техническому обслуживанию собственных силовых установок. Программа OnPoint, впервые представленная в 2001 г., предлагает различные и гибкие варианты организации процесса, включающие в себя сервисные пакеты по капитальному ремонту, модернизации, плановым инспекциям, поставкам запчастей, диагностике двигателя.

Помимо указанных программ, предоставляемых самими производителями двигателей, существуют и сторонние поставщики такого рода услуг, например, американская компания Jet Support Services Inc (JSSI). Бразильский авиастроитель Embraer, со своей стороны, включает обслуживание двигателей в общую сервисную программу для своих самолетов Embraer Executive Care (EEC). В частности, покупатели бизнес-джетов Phenom 100 и 300, оборудуемых двигателями P&WC и PW535 E, могут на свое усмотрение предпочесть участие в EEC или в Eagle Service Plan от Pratt & Whitney.

Так или иначе, но участие в программах техобслуживания силовых установок зависит только от конкретных требований и предпочтений владельца или эксплуатанта бизнес-джета. Среди положительных моментов, связанных с использованием подобных программ, специалисты отмечают возможность более четкого планирования расходов, оперативность проведения работ и снижение расходов при внеплановых ремонтах или ситуациях AOG. Кроме того, участие в программе однозначно положительно влияет на остаточную стоимость самолета на вторичном рынке. С другой стороны, современные двигатели отличаются высокой надежностью, межремонтный ресурс для них исчисляется тысячами летных часов, а отказы достаточно редки. Так что при благоприятном стечении обстоятельств затраты на обслуживание силовых установок без применения сервисных программ могут в целом оказаться ниже. Стоит ли платить больше за удобство и уверенность? Расстановка приоритетов и выбор, разумеется, остается за владельцем.

Соответствие бизнес-джетов, двигателей и сервисных программ

Бизнес-джеты Модель силовой установкиПроизводитель
силовой установки
Сервисные программы
Learjet 40/XR  Honeywell TFE731-20-AR Honeywell Maintenance
Service Plan
(MSP)
Learjet 45/XR  Honeywell TFE731-20-BR Honeywell
Challenger 300  Honeywell HTF7000 Honeywell
Falcon 50EX  Honeywell TFE-731-40 Honeywell
Falcon 900DX  Honeywell TFE-731-60 Honeywell
Falcon 900EX EASy  Honeywell TFE-731-60 Honeywell
Gulfstream G150  Honeywell TFE 731-40AR Honeywell
Hawker 850XP  Honeywell TFE-731-5BR Honeywell
Hawker 900XP  Honeywell TFE-731-50R Honeywell
Learjet 60  P&W 305A Pratt & Whitney Canada Eagle Service
Plan (ESP)
C510 Mustang  P&W PW615F Pratt & Whitney Canada
C560 Citation Encore+  P&W 3400 PW535A Pratt & Whitney Canada
C560XLS Citation XLS  P&W PW545B Pratt & Whitney Canada
C680 Citation Sovereign  P&W PW306C Pratt & Whitney Canada
Falcon 2000EX EASy  P&W PW308C Pratt & Whitney Canada
Falcon 7X  P&W PW307A Pratt & Whitney Canada
Eclipse 500  P&W PW610F Pratt & Whitney Canada
Gulfstream G200  P&W 306A  Pratt & Whitney Canada
Hawker 400XP  P&W JT15D-5 Pratt & Whitney Canada
Challenger 605  GE CF34-3B GE OnPoint
Challenger 850/870/890  GE CF34-3B1 GE
Falcon 2000  CFE 738-1-1B  GE
Global 5000  Rolls-Royce BR710A2-20 Rolls-Royce Corporate
Care
Global Express  BMW Rolls-Royce BR710 Rolls-Royce
Legacy 600 Rolls-Royce AE3007A1E Rolls-Royce
Gulfstream G350/450  Rolls-Royce Tay Mk 611-8C Rolls-Royce
Gulfstream G500/G550  Rolls-Royce BR710 Rolls-Royce
C750 Citation X  Rolls Royce AE3007C Rolls-Royce
C525 CJ1+  Williams-Rolls FJ-44-1AP FADEC Williams-Rolls Inc. Total
Assurance
Program (TAP)
C525A CJ2+  Williams-Rolls FJ-44-1AP FADEC Williams-Rolls Inc.
Beechcraft Premier I/A  Williams-Rolls FJ44-2A Williams-Rolls Inc.
C525B CJ3  Williams-Rolls FJ44-3A Williams-Rolls Inc.
SJ30-2  Williams-Rolls FJ44-2A Williams-Rolls Inc.

Алексей Королев, Upcast Media