После резкого снижения в первом квартале производителям бизнес-джетов и турбовинтовых самолетов удалось приостановить дальнейшее падение поставок
После резкого снижения в первом квартале производителям бизнес-джетов и турбовинтовых самолетов удалось приостановить дальнейшее падение поставок.
Результаты третьего квартала текущего года по-прежнему иллюстрируют сильную зависимость производства самолетов АОН от общеэкономической ситуации в мире. Авиастроители резко сменили эшелон, сократив поставки почти на 46,8% по отношению к девяти месяцам прошлого года. Общая стоимость поставок рухнула на 23,5%.
615 бизнес-джетов, доставленных заказчикам, продемонстрировали снижение на 37,6% в сравнении с прошлогодним рекордом в 988 машин. Турбовинтовые же самолеты сдают позиции заметно более сдержанными темпами – этот сегмент рынка просел только на 15,1%. Поршневики даже на этом и без того безрадостном фоне выглядят почти безнадежно: -58,7%.
Но не следует торопиться с выводами. Во-первых, четвертый квартал еще продолжается, и его результаты могут оказаться весьма значимыми для подведения итогов года. Во-вторых, некоторым авиастроителям удается даже наращивать объемы производства.
Компания Dassault Aviation превысила собственные достижения годичной давности как в количественном, так и в денежном выражении, поставив за девять месяцев 51 самолет на общую сумму почти в $2,07 млрд. Частично это можно объяснить тем, что в нынешней линейке французского производителя присутствуют бизнес-джеты только большого и дальнемагистрального класса, а именно этот сегмент демонстрирует сейчас наибольшую устойчивость к колебаниям спроса.
Бразильская корпорация Embraer пожинает плоды успешного расширения собственного модельного ряда. Еще год назад из цехов компании выходила только одна, пусть и популярная, модель бизнес-класса – Legacy 600. А в этом году к бестселлеру добавились братья в легком (Phenom 100) и тяжелом весе (Lineage 1000). Это позволило Embraer значительно увеличить количество выпускаемых самолетов, главным образом за счет Phenom 100. Однако в денежном выражении все выглядит не так гладко – ведь сокращение поставок большого 25-миллионного Legacy сложно компенсировать за счет успеха «малыша» Phenom 100 стоимостью 3,3 млн.
Места производителей в «большой шестерке» по стоимости поставок распределились вполне традиционно, несмотря на некоторые различия в объемах сокращений: первую позицию по итогам трех кварталов занимает канадская корпорация Bombardier, за ней следуют соответственно Gulfstream Aerospace, Cessna Aircraft, Dassault Falcon, Hawker Beechcraft и Embraer.
Эксперты Международного валютного фонда в октябрьском выпуске бюллетеня «Перспективы развития мировой экономики» провозгласили завершение глобальной экономической рецессии, предупредив при этом, что процесс выхода из нее будет довольно медленным. Возвращение экономического роста, безусловно, положительно скажется на здоровье отрасли. Правда, существует некоторая задержка в реакции производственного сектора на рыночные изменения. Как правило, объемы поставок реагируют на сдвиги в экономике через 12–24 месяца. Так что следующий 2010 год вряд ли порадует нас возвращением к докризисным показателям. Второй и третий кварталы текущего года показали стабилизацию объемов производства бизнес-джетов на уровне примерно на 40% ниже прошлогоднего. Турбовинтовой сектор в апреле – сентябре также относительно ровно удерживал рубеж 15-процентного отставания. Остается надеяться, что эта тенденция сохранится в ближайшем будущем, и авиастроители на некоторое время займут эшелон ниже рекордов 2007–2008 годов с тем, чтобы затем вновь набрать высоту. Правда, не всем удастся сделать это с одинаковой легкостью.
Источник: Jet 12(58)
Автор: Алексей Сргеев