Деловая авиация: итоги и прогнозы

Оставшиеся позади 12 месяцев 2009 года были для бизнес-авиации очень непростыми. Глобальный финансовый кризис, начавшийся во второй половине 2008 года, нанес тяжелый удар по всем участникам этого сектора – от производителей самолетов до операторов

Оставшиеся позади 12 месяцев 2009 года были для бизнес-авиации очень непростыми. Глобальный финансовый кризис, начавшийся во второй половине 2008 года, нанес тяжелый удар по всем участникам этого сектора – от производителей самолетов до операторов. Однако к концу года аналитики активности рынка деловой авиации осторожно заговорили о тенденции к восстановлению. По крайней мере, стабилизировались основные рыночные показатели, которые, тем не менее, все ещё находятся очень далеко от своих пиковых значений. Другими словами, на возвращение к докризисному уровню отрасли понадобится несколько лет. По мнению большинства экспертов, авиапроизводителям не стоит надеяться на рост продаж ранее 2012 года.

Снижение уровня продаж прежде всего связано с сокращением бюджетов крупных корпораций, и приостановкой кредитования банками частных лиц, потенциальных владельцев частных самолетов. Предложение на рынке подержанных джетов значительно выросло – почти треть всех имеющихся в частной собственности самолетов было выставлено на продажу. При этом цены существенно снизились, в особенности на среднеразмерные и легкие самолеты; некоторые модели за 12 месяцев подешевели на 30%.

У авиапроизводителей не осталось выбора: большинство из них пошли на сокращение производства и пересмотр графиков поставок, некоторые были вынуждены приостановить работы по созданию новых самолетов. Так, например, в июле прошлого года Cessna завила о прекращении работ над широко разрекламированным бизнес-джетом Columbus, поскольку на эту модель небольшой пассажировместительности поступило мало заказов. Двумя месяцами позже представители Hawker Beechcraft объявили о приостановке работ над новым легким самолетом Premier II как минимум на 2 года. Большинство авиапроизводителей будут придерживаться первоначального графика производства, не отвлекая ресурсы на новые программы.

Тем не менее, Gulfstream закончил год дебютными полетами двух новинок – среднеразмерного G250 и дильнемагистрального G650; в 2011 году оба самолета должны пройти сертификацию. Embraer продолжает работы над среднеразмерной моделью 500 и ультралегкой 450 – самолеты должны быть введены в эксплуатацию в 2012 и 2013 годах соответственно. Кстати, бразильский авиапроизводитель может похвастаться насыщенным событиями годом: впервые в воздух поднялся Legacy 650 – усовершенствованная версия безнес-джета Legacy 600, отличающаяся от своего предшественника более просторным салоном и «продвинутыми» характеристиками. Новинка будет введена в эксплуатацию во второй половине этого года. В ушедшем году была завершена процедура сертификации самолета Lineage 1000 в Бразилии и США, начаты поставки этой модели покупателям. Dassault в ноябре начал поставки самолета Falcon 2000LX, отличающегося от предшественников расширенным салоном и винглетами. Авипроизводитель продолжает разработку нового среднеразмерного джета Future Falcon, который призван заменить снятую с производства модель Falcon 50EX.

Несмотря на то, что ситуация меняется к лучшему, не стоит, по мнению экспертов, воспринимать эти изменения с повышенным оптимизмом, поскольку восстановление в секторе деловой авиации – процесс очень сложный, и после незначительной стабилизации возможен ещё более глубокий спад. В этом случае производителям и операторам грозит ещё один очень тяжелый год, сейчас же речь идет о том, что этот непростой период продлится до конца 2011 года.

Какие планы строят крупнейшие авиапроизводители на 2010 год?

Уже в ближайшие недели Dassault планирует провести сертификацию Falcon 900LX – оснащенную винглетами версию модели 900EX. Embraer в ближайшее время начнет поставки Phenom 300, а Cessna – сертификацию легкого самолета CJ4, которая завершится вводом самолета в эксплуатацию в конце второго квартала. Hawker Beechcraft в первой половине 2010 года запускает в эксплуатацию сразу два апгрейда King Air – самолеты C90GTx и 350i. Тогда же должна быть завершена сертификация джета Dimond-D, программа по созданию которого была значительно увеличена по сравнению с первоначальным сроком. Новый игрок на рынке, авиапроизводитель Emivest, планирует значительно увеличить продажи легкого бизнес-джета SJ30. Обладателем первого SJ30 в сентябре ушедшего года стал актер Морган Фриман. Вопрос о выживании другого молодого авиапроизводителя – компании Grob, создателя бизнес-джета SPn – остается открытым.

Источник:WingExpress